Теодор Ф.МакМанус

НАКАЗАНИЕ ЗА ЛИДЕРСТВО

В любой сфере стремлений человека, он является именно тем, кто должен постоянно жить в поле зрения известности. Будь лидерство правомочным или сфабрикованным, соперничество и зависть всегда за работой. В искусстве, литературе, музыке и технике награда и наказание всегда одинаковы. Награда - широко распространенное узнавание, признание; наказание - болезненное отрицание и злословие. Когда созданное человеком становится определяющим для целого мира, оно также становится мишенью для стрел зависти. Если его работа посредствена, она будет оставлена без внимания в знак неодобрения - если же он добьется шедевра, то будет давать повод для миллионов сплетен. Ревность не выпускает свое раздвоенное жало на артиста, художника, который создает банальное произведение. Что бы ты ни написал, ни нарисовал, ни сыграл, ни спел или ни построил, никто не будет стараться превзойти или оклеветать вас, если только ваша работа не будет отмечена печатью гениальности. Долго-долго после того, как великая работа сделана, те, кто разочарованы этим или завидуют этому, продолжают объявлять во всеуслышание, что она не могла быть сделана.

Злобные, слабенькие голоса в области искусства поднялись против Уитмера, объявив его шарлатаном, а много лет спустя весь мир провозгласил его величайшим гением. Огромное количество людей стекалось в Бейрут, чтобы поклониться гробнице Вагнера, в то время как маленькая группа тех, кого он развенчал и вытеснил, зло доказывала, что он совсем не был музыкантом. Маленький мир продолжал протестовать против того, что Фултон смог построить пароход, в то время как большой мир двигался толпой к реке, чтобы увидеть, как движется его "лодка". На лидера нападают, потому что он - лидер и попытка сравняться с ним только прибавляет доказательство его лидерства. В том случае если отсутствует возможность сравняться с ним или превзойти его, последователь ищет, чем бы обесценить или уничтожить его лидерство - но только подтверждает еще раз превосходство того, кого он старается вытеснить. В этом нет ничего нового. Это старо как мир, и старо как человеческие страсти - зависть, страх, алчность, честолюбие и желание превзойти соперника. И все это ни к чему не приводит. Если лидер действительно ведет за собой, он остается лидером. Мастер-поэт, мастер-художник, мастер-рабочий, на каждого в свою очередь можно напасть, и каждый несет свои лавры сквозь века. Тот, кто велик, добьется известности, не важно, насколько громко звучат крики отрицания. Тот, кто достоин жить, тот продолжает жить.

Перевод Н.Галаджевой


КОММЕНТАРИЙ: Эссе Т.Ф.МакМануса появилось в разных изданиях, в частности, в книге Гейл Брю Джорджио "THE ELVIS FILES" (Shapolsky Publlishers, Inc., N.Y.)1990.

В начале своей карьеры Элвис получил копию короткого эссе Теодора Ф.МакМануса "Наказание за лидерство". Читая его, Элвис заметил, что автор, должно быть, думал о нем, когда писал его, хотя оно было написано еще до того, как Элвис родился. Вставленная в рамку копия висела в его офисе, а теперь находится на выставке в Грэйсленд, в музее "Элвис - Крупным планом" вместе с его любимыми книгами. Элвис говорил, что оно написано, в сущности, о его собственной жизни.

Однажды Элвис дал послушать певцу Джонни Риверсу свою рабочую запись песни Чака Берри "Мемфис, Теннесси". Спустя некоторое время Элвис с ребятами ехал в машине и по радио услышал песню "Мемфис, Теннесси" в исполнении Джонни Риверса, который использовал аранжировку и манеру исполнения Элвиса.

В другой раз по телевизору Элвис увидел, как Джонни Кэш, представляя залу Карла Перкинса, сказал: "Вот кому следует отдать дань за песню "Blue Suede Shoes". "Завистливый сукин сын", откликнулся Элвис и вышел из комнаты.

Зависть преследовала его всю жизнь и продолжает преследовать до сих пор. При жизни певца о нем писали всякую чушь, неправду, обвиняли в том, чего он не совершал, мстили ни за что, использовали дружбу с ним для своей выгоды, предавали и продавали. Сегодня все также продолжаются публикации, содержащие всякий мусор, а многие наши авторы, пишущие о нем, даже не дают себе труда послушать его музыку. А последняя 25 годовщина со дня его смерти показала, что ни на западе, ни у нас не нашлось артиста, который сказал бы пару добрых слов об Элвисе Пресли, хотя практически у всех из них дома хранятся его диски и видеозаписи. Стоит только напомнить, что именно Элвис Пресли (а не Битлз, которые шли за ним) начал ту эпоху популярной культуры, в которой мы живем сейчас. Помимо того, что он дал движение музыкальному течению рок-н-рола, он соединил две культуры - черную и белую - дал молодежи свою музыку, поднял на недосягаемую высоту исполнительское вокальное искусство, записал огромное количество дисков, которые продолжают выходить до сих пор и представляют собой огромный пласт музыкальной культуры. Он вдохнул жизнь в исполняемые им произведения и поэтому его музыка продолжает свою жизнь. Он вложил огромную энергию в свое исполнение, и эта энергия продолжает его жизнь после смерти так, как исчезнуть ей не дано.

© Перевод эссе и комментарий Н.Галаджевой



Официальный Русский Фэн-клуб Элвиса Пресли основан в Москве в 1990 году

Фэн-клуб зарегистрирован в Elvis Presley Enterprises Inc.

Elvis, Elvis Presley & Graceland are registered trademarks of EPE Inc.

Использование любых материалов с сайта без письменного разрешения фэн-клуба запрещается

Все материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомления, а не для продажи!