Viva Las Vegas! Viva Hollywood!

Элвис преображал тот сценарный хлам, который ему приходилось играть
Из книги Джерри Хопкинса «Элвис»

     На форуме этого сайта есть анкета: «Элвис какого из периодов вам нравится больше: пятидесятых, шестидесятых, семидесятых годов?»

     На момент заполнения анкеты я колебалась между ранним и поздним Элвисом. Поскольку я находилась в плену стереотипов, внедрённых в моё сознание всевозможными отзывами о жизни Элвиса в шестидесятых, вопрос об этом периоде был для меня ясен. Голливуд, одним словом. Ещё не увидев всех фильмов Элвиса, я думала: ну зачем он потратил чуть не десятилетие на кинематограф, не став, скажем, Марлоном Брандо? Почему лишил любящую его публику концертов, да и сам лишил себя радости общения со зрителем, электризующих моментов живого исполнения?

     Теперь моё мнение кардинально изменилось. Теперь я считаю: время Голливуда в творчестве Элвиса – это особый и необходимый пласт. Без Голливуда не было бы Элвиса семидесятых с «TТWII» и «Алохой».

     Первый фильм с Элвисом, который я увидела, был «Girl Happy». Я увидела его в 2007 году. Переводов названия этого фильма превеликое множество. Смысл названия заключается в том, что герой дарит счастье девушкам. Самое часто встречающееся название – это «Счастлив с девушкой». Ещё есть «Сердцеед», но слишком много явного негатива и коварной злонамеренности заключено в этом слове, что с этим переводом тоже нельзя согласиться: в главном герое фильма этого нет. «Тот, кто дарит счастье девушкам». Это самое точное по смыслу название фильма. Жаль только, что оно столь многословное.

     Я записала этот фильм на DVD по таймеру (показ был, естественно, глубокой ночью) и несколько дней не решалась посмотреть его, опасаясь разочарования. Уж слишком часто даже хорошие певцы в качестве актёров оказывались весьма посредственными. Когда же я наконец-то посмотрела этот фильм, плечи мои расправились: я поняла, что за Элвиса нечего стыдиться. Может, сам фильм, его сюжет, его герои и желают лучшего и не уровня номинации на Каннском фестивале, но сам Элвис в этом фильме великолепен. Он сама естественность, очарование и гибкость. Он чудесный комедийный актёр. А ведь амплуа комедийного актёра под силу отнюдь не каждому, даже весьма талантливому артисту.

     Титульная песня захватывает и пленяет сразу. А ведь в этом фильме 11 песен. В характерной для комедии ошибок сцена переодевания, где Элвис предстаёт в женском одеянии, очаровательна. Это действительно смешная музыкальная комедия. Хотите чистого отдыха и чистого удовольствия – смотрите «Girl Happy».

     После этого я стала с нетерпением ожидать показа очередного фильма с Элвисом на нашем телевидении. Благо в 2007 - 2008 годах каналы «РТР» и «Домашний» баловали нас. Были показаны: «Girl Happy» (3 раза); «Viva Las Vegas» (2 раза); «It Happened at the World’s Fair» (2 раза); «Double Trouble», «Harum Scarum» (2 раза); «Charro».

     Эталон элвисовской музыкальной комедии - «Viva Las Vegas» (1963). Он стал лучшим мюзиклом с участием Элвиса и собрал в одних только Соединённых Штатах 5,5 миллиона долларов. Этот фильм для меня стал чем-то вроде взрыва – такая энергия Элвиса, бьющая через край! Вопрос «плохой ли актёр Элвис, или хороший?» уже не возникал вовсе: прекрасный актёр, прекрасный дуэт с Энн Маргрет - самый блестящий из всех, с кем Элвис в фильмах снимался.

     Элвис как комедийный актёр – вопрос особенный. Из воспоминаний Рэда Уэста мы знаем: «ему нравился только «Дикарь...», потому что там хороший сюжет. Ну, еще «Креольский король» и «Пламенеющая звезда». Это, пожалуй, всё». И всё же именно в комедиях Элвис поразительно органичен, естественен, играет, как дышит. Элвис в комедиях мне нравится больше.

     В каждом фильме Элвиса есть своя изюминка.

     Видели ли вы «G.I.Blues» («Солдатский блюз», 1960)? Элвису, незадолго до съёмок этого фильма вернувшемуся из армии, вновь пришлось облачиться в военную форму и «вернуться на службу в Германию в составе оккупационных войск». Фильм изобилует прекрасными яркими песнями. В этом фильме их 13, не считая «Blue Suede Shoes». Можно сказать, что стилистически это РАННИЙ Элвис, продолжение пятидесятых.

     В морской форме в роли флотского капитана Элвис предстаёт в картине «Girls! Girls! Girls!» («Девушки! Девушки! Девушки!»,1962) со знаменитой сценой танго «The Walls Have Ears». А очаровательная сцена, где Элвис с девочками-китаянками поёт «Earth Boy» и, повторяя за детьми их движения, танцует китайский танец? Элвис даже говорит на китайском языке, общаясь с родителями этих девочек. А как восхитительно проникновенна и красива лирическая песня-баллада «Where Do You Come From», незаслуженно забытая! А «Return to Sender»?! В этом фильме Элвис поёт 15 песен!

     А «Spinout» («Занос», 1966)? Есть ещё одно название - «Выкрутасы». Просто рок-н-ролльный фильм.

     В фильме «Fun in Acapulco» («Каникулы в Акапулько», 1963) - целый каскад гениальных песен, исполненных Элвисом, которые нужно не просто слушать как саундтрэк, но ОБЯЗАТЕЛЬНО СМОТРЕТЬ. Чего только стоит «Bossa Nova» или «El Toro»!

     Чудесная, очень смешная комедия для семейного просмотра с приключенческим сюжетом и элементами «страшилки»- фильм «Tickle Me» (1964). Название фильма часто неточно переводится как «Пощекочи меня», «Щекотка». Одно из значений «Тickle» – действительно «щекотать; щекотание». Но, на мой взгляд, больше подходит другое значение этого слова: «угождать; доставлять удовольствие; веселить». Так что можно было бы перевести «Tickle Me» как «Угоди мне», «Развесели меня». По сюжету фильма, ублажать, угождать великосветским клиенткам, находящимся на ранчо для приобретения форм 90-60-90, то есть попросту, чтобы сбросить лишний вес, – именно то, что требует директриса этого заведения от героя Элвиса, ковбоя, нанявшегося на ранчо из-за безденежья. Элвис, как всегда, красив, неотразим. Играет легко, непринуждённо, никаких штампов. Актриса Мери Андерс, играющая главную героиню, может, и не Энн Маргрет, но яркая и независимая. По всему видно, Элвису она нравится, и он играет с ней с удовольствием. Исполняемые Элвисом в этом фильме песни – ярки и эффектны. Одни лишь «Dirty Dirty Feeling» «I Feel So Right» чего стоят!

     После просмотра картин остаётся целый калейдоскоп любимых сцен и кадров. Например, заключительная сцена фильма «Clambake» («Пикник на берегу», 1967). Это просто удовольствие смотреть, как сын нефтяного миллиардера оправдывается перед своей невестой, что он богат, и как эта «охотница за богатыми женихами», думая, что предпочла богатому и перспективному жениху нищего инструктора по плаванию (героя Элвиса), «переваривает» это известие. Ну о-о-о-чень смешно!

     Дон Сигел, постановщик фильма «Flaming Star», сказал, что Элвис овладел системой Станиславского. Но как бы Элвис ни перевоплощался в своих героев, совершенно абстрагироваться от собственной личности он не мог. Поэтому мы как бы можем подсмотреть, каким мог быть Элвис в обычной жизни. Где ещё мы могли бы увидеть такого разного Элвиса: в спокойном общении, серьёзно сосредоточенного, в гневе и в ярости, лукавого и феерически брызжущего весельем.

     Посмотрите непременно фильм «Change of Habit» («Перемена привычки»). Это не комедия. Элвис в роли врача очень хорош. Сцена, где он исполняет «Rubberneckin’», взята за основу для не так давно вышедшего на экраны клипа.

     Элвису нередко, особенно в кинофильмах, приходилось петь музыкальные поделки, казалось бы, недостойные его гения. Но Элвис потому и Элвис, что его дар преображал даже эти «безделушки». Например, в фильме «Girls! Girls! Girls!» есть песенка «Beach Shack» («Пляжный домик»). На репетиции Элвис издевался и хохотал над текстом этой песенки, но в фильме всё же исполнил её так комично-очаровательно-обаятельно, что сцену невозможно смотреть без улыбки.

     Или, например, «Confidence» из фильма «Clambake» («Пикник на берегу») Если слушать эту песенку на CD как саундтрэк к фильму, можно недоумевать и сожалеть, как столь простенькая песенка попала в репертуар Элвиса. Но вот в кинофильме, в сцене, где герой общается с детьми и поёт вместе с ними «Confidence» (что в переводе означает «вера, уверенность, убеждённость»), подбадривая нерешительную девочку, эта песня воспринимается совсем по-иному. Она исполнена Элвисом с такой теплотой, что в таком контексте она органична и очаровательна.

     Песню «He's Your Uncle Dad» из фильма «Speedway» (1968) жутко ругают. Это одна из песен, с которой никак не могут смириться поклонники Элвиса. И всё же стоит посмотреть. Место действия (в переводе на наши реалии) — приёмная налоговой инспекции, где «жертвы налогов» ожидают своей очереди. Элвис впервые исполняет песню в сопровождении «ансамбля песни и пляски». Это забавная постановочная массовая танцевальная сцена.

     Поэтому того, кто с пренебрежением и снобизмом безоговорочно и однозначно негативно оценивает саундтрэки шестидесятых, так и хочется спросить: а вы сами фильмы-то смотрели или только слушали «музыкальные кусочки»?

     В чём же причины того, что кинематографический опыт Элвиса оценивается, мягко говоря, не восторженно: да, обладал незавидными способностями, у него было актёрское дарование, но не те режисёры, не те сценарии...

     Элвис совершил революцию, изменив и преобразив массовую музыкальную культуру. Значит, всё, с чем Элвис ни соприкасался, должно давать результаты никак не меньшего масштаба. Значит, и кинематограф, с вхождением в него Элвиса, должен был подняться на новый уровень. Раз этого нет, Элвис как киноартист не состоялся. Потерянные годы. Потерянные силы. Да и Элвис, и авторы мемуаров невольно подкрепляли это мнение своими высказываниями.

     Но так ли всё на самом деле? Каким было в то время американское кино?

     Сейчас на нашем телевидении уже во второй раз после 2002 года идёт показ американского сериала 1966-1969 гг. «Bewitched» (в русском дубляже - «Моя жена меня приворожила»). Одновременно на другом канале идёт римейк этого же сериала, «переведённого на язык современной российской действительности», под названием «Моя любимая ведьма». Наверное, эту милую комедию американцы не считали чем-то недостойным, раз в 2005 году был снят римейк под тем же названием с Николь Кидман в главной роли.

     Если провести сравнение двух «одногодков» - комедийного сериала «Bewitched» и фильмов Элвиса, - то оно, конечно, будет не в пользу сериала. Но сравнивать-то зачем? И так понятно, что фильмы Элвиса в Америке знают и любят. А то, что в нашей стране полный вакуум в отношении Элвиса, так это уже политика.

     Кому же нужно было насаждать мнение, что кинематографический опыт Элвису не удался, и Элвис зря потратил годы и силы?

     «Когда созданное человеком становится определяющим для целого мира, оно также становится мишенью для стрел зависти». (Теодор Ф. Макманус, «Наказание за лидерство»).

     Зачем же нам идти на поводу у стереотипов? Давайте непредвзято смотреть кинофильмы Элвиса. Давайте не будем оценивать работу Элвиса в кинематографе с позиций высокого кино, взяв за точку отсчёта фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского.

     Вы можете представить Элвиса без песни «Can’t Help Falling in Love»? Вы думаете, этот шедевр, своего рода символ Элвиса, пришёл бы к нему, если б не было фильма «Blue Hawaii»? Да за одну эту бесценную песню, подаренную нам благодаря кинематографу, мы можем воздавать хвалу небесам за то, что Элвис снимался в кино. А ведь список наших любимых песен, рождённых в процессе съёмок фильмов, можно продолжать ещё и ещё!

     Спасибо тебе, Элвис, что во многих кинолентах можно не только услышать твоё незабываемое пение, но и увидеть, КАК ты поёшь. Спасибо фабрике грёз, которая подарила нам многие часы общения с Элвисом. Ведь если вдуматься, то профессиональных съёмок концертов непростительно мало: «The Ed Sullivan Shows», «Elvis’68 Comeback», «That’s the Way It Is», «Elvis On Tour» и « Aloha From Hawaii». Но это ведь капля в море. Из музыкальных фрагментов фильмов можно составить целые концерты Элвиса. Это бесценный материал. Конечно, музыкальный материал иной, нежели в пятидесятых и в семидесятых. Другая стилистика, другая манера исполнения. Но в этом-то и есть Элвис. И всё же там содержится великое множество блестящих и проникновенных песен, к сожалению, просто недооценённых. И к тому же, назовите мне хоть один фильм, где Элвис не красив, не обаятелен, не пленяет и не очаровывает с первого же кадра.

     Сколько бы ни говорили, что главное амплуа Элвиса в кинематографе - герой-любовник и гонщик, всё же его главное амплуа – талантливый актёр, так и не сыгравший своего Гамлета. Полковник Паркер не дал Элвису сняться в музыкальном фильме «Вестсайдская история» - малопривлекательном с точки зрения гонорара, но получившем в дальнейшем 10 «Оскаров». А ведь Элвис, без сомнения, главную роль сыграл бы значительно ярче, не говоря уже о том, как бы Элвис СПЕЛ! Это огромное несмываемое чёрное пятно на совести Паркера.

     Завершу свои заметки цитатой из книги Джерри Хопкинса «Элвис».

     «Элвис у многих оставил впечатление очень одаренного актёра. Даже Босли Кроутер из «Нью-Йорк таймс», которому было очень нелегко угодить, рецензируя «Креольского короля», отметил:
- Этот парень умеет играть.
А продюсер Джо Пастернак заметил:
- Элвису не хватало в ролях «мяса». Ему бы сыграть настоящего мужчину, сильного, смелого, обаятельного. У него были для этого все данные. Он мог бы играть в настоящем кино.
Ивонн Крэг утверждала, что только один-единственный актёр был столь же естествен, как Элвис, - Спенсер Треси. А Гедда Хоппер сказала, что если уж Элвис не настоящий актер, то Гари Купер тем более. И, наконец, Билл Биксби подытожил:
-Он настоящий актёр, настоящий лицедей. Он заслуживает гораздо более высоких оценок, чем ему обычно выставляют.»

     Элвис, ты хотел стать таким же актёром, как Джеймс Дин. Только теперь Джеймса Дина знают лишь избранные. Твои же «Jailhouse Rock» и «Viva Las Vegas» знают все.

     Мы гордимся тобой!

     Ты стал легендарным актёром.

© В. Сигина

Назад



Официальный Русский Фэн-клуб Элвиса Пресли основан в Москве в 1990 году

Фэн-клуб зарегистрирован в Elvis Presley Enterprises Inc.

Elvis, Elvis Presley & Graceland are registered trademarks of EPE Inc.

Использование любых материалов с сайта без письменного разрешения фэн-клуба запрещается

Все материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомления, а не для продажи!