ИНТЕРВЬЮ С ДЖЕРРИ ШИЛЛИНГОМ

За то время, что я провел с Элвисом, я понял, что, несмотря на всю ту роскошь, которая окружала его, он жил под тяжелейшим давлением, под грузом сомнений и переживаний. Его популярность, успех, принесли ему богатую жизнь, но одновременно сделали ее невероятно тяжелой. Он начинал свой путь юным пареньком, который хотел петь, но затем превратился в целую индустрию.
Как-то в один из тихих, спокойных дней, я и Элвис сидели вдвоем в маленькой гостиной дома на Перуджиа Вэй и смотрели телевизор.
Неожиданно Элвис повернулся ко мне и сказал:
- Джерри, ты знаешь чему труднее всего научиться в жизни?
- Нет, Элвис. Чему?
- Ничего не делать.
Прошли годы, прежде чем до меня дошел весь смысл слов, сказанных тогда Элвисом. И я осознал, что это были мудрейшие слова. И в личной жизни, и в работе я постоянно пытался научиться самому трудному в жизни - ничего не делать.
И еще я понял, что жить в сбывшейся мечте не всегда бывает так приятно, как мечтать…

(Из книги воспоминаний Джерри Шиллинга "Я и парень по имени Элвис")


Это правда, что вы познакомились с Элвисом в 1954 году?

Правда. Это произошло в воскресенье, 11 июля 1954 года - самый счастливый день в моей жизни. Его песню That's All Right Mama Дуай Филипс проиграл в своем радиошоу 8 июля 1954 года.

Как это произошло?

На самом деле и я, и Элвис оба жили в Северном Мемфисе, в очень бедной части Мемфиса, и насколько я знаю, мы жили в каком-то квартале друг от друга. Средняя школа, в которую ходил Элвис была в трех кварталах от моего дома. Местные ребята собирались в парке, чтобы поиграть в футбол. И от нечего делать в воскресенье я тоже отправился в этот парк. Как оказалось, пятеро взрослых ребят играли там в футбол. Одним из этих ребят был Рэд Уэст - Рэд был знаком с моим братом, и знал, что я хорошо играл в футбол в школе. Поэтому Рэд спросил меня: "Джерри, хочешь поиграть с нами?" Еще бы я не хотел! Естественно я согласился, и тут же узнал еще одна парня - того самого, который пел песню по радио накануне ночью. Это был Элвис. В нем была харизма. Ему тогда было всего 19 лет, но в нем уже была его знаменитая харизма! Я смотрел фильмы с Джеймсом Дином и Марлоном Брандо - но Элвис уже в то время был сильнее и ярче их.

Когда вы стали поклонником Элвиса?

В тот же момент, как услышал его. Я сразу же стал самым преданным его поклонником. Вот что я хочу сказать. Дело в том, что моя мать умерла, когда мне был всего один год, я жил в чужой семье. Музыка стала для меня всем. Я часто слушал радиопрограмму, которую вел Дуай Филипс, именно он и поиграл первым песню Элвиса. Но я слушал программы Филипса еще за два года до того дня, когда познакомился с Элвисом. Дуай проигрывал отличную музыку, великолепный ритм-энд-блюз. Мне очень нравилась черная музыка, та, что процветала в Южном Мемфисе. В то время родители были категорически против того, чтобы их белые дети слушали черную музыку. Сегодня это звучит странно и кажется дремучей историей, но так оно и было в действительности.

Каким Элвис показался вам в тот первый день, когда вы познакомились с ним во время игры в футбол.

(Пауза). Бунтарь, с сердцем, полным любви. Именно так. В нем сочетались эти два качества. Он не был тогда звездой. И еще, то, что сразу бросалось в глаза - он был индивидуалистом. Удивительная смесь, казалось бы, несовместимого: бунтарство, что-то необузданное и в то же время - нежность, мягкость.

Какой фильм Элвиса вы любите больше всего?

King Creole. Мне посчастливилось сняться в небольшой роли в его фильме "Чарро". Это фильм не оправдал надежд Элвиса, но, тем не менее, у меня в памяти сохранилось много приятных моментов связанных со съемками этого фильма. Кстати, я снимался в качестве дублера Элвиса в сценах, где Элвиса едет на лошади. Съемки проходили в Аризоне. Я провел на съемках "Чарро" вместе с Элвисом шесть недель! У меня прекрасные воспоминания о тех днях. Что-то похожее было во время съемок фильма "Stay Away Joe". В период съемок фильма "Чарро" мы с Элвисом провели много времени в долгих беседах вдвоем.

Джерри, почему Элвис не снялся в фильме "Звезда родилась"?

Это не зависело от желания Элвиса, к несчастью. Я, Джо Эспозито и Элвис присутствовали на встрече Элвиса с Барброй Стрейзанд и Доном Петерсом (режиссером и продюсером фильма). Элвис всегда был человеком, опережавшим свое время. Я знаю, как сильно он хотел сыграть в этом фильме. В течение 60-х ему пришлось сниматься в огромном количестве скучнейших однообразных фильмов, но в конце 60-х у Элвиса был отличный потенциал стать великим актером. Когда Барбра Стрейзанд объяснила ему, что и как она планирует снимать, что именно должен был играть Элвис, он весь загорелся этой идеей. Он хотел играть в этом фильме. Он мог получить Оскара за эту роль. Его в тот момент не интересовали деньги, прибыль. Я считаю, - это мое мнение, - что мы потеряли Элвиса по одной причине - потому что он испытывал глубочайшее творческое разочарование, апатию. Причина вовсе не в лекарствах, которые он принимал - это лишь следствие той ситуации, той нереализованности, в которой он находился. Гений должен творить. Для гения невыносима примитивная работа. Гению невыносимо жить, когда ему не дают возможности творчески реализовывать себя.

Я считаю, что Элвис должен был сняться в этой картине несмотря ни на что. Полковник Паркер должен был тогда поддержать Элвиса и позволить ему сняться.

Я согласен с вами Джерри. Но в чем же все-таки была причина, почему Элвис не снялся в этом фильме?

Было много всяких причин, которые нашел Полковник Паркер: деньги (он хотел половину) и то, что в фильме на первом месте стояла Барбра Стрейзанд, а потом Элвис, а не наоборот. В общем, это разумная позиция менеджера артиста. Деловая позиция. Но есть еще творчество. Вот этого в Паркере и не было. Он был человеком "старой школы" и считал, что все делал правильно. Но в конце своей жизни Элвис "перерос" Паркера. Элвис оставался с Полковником по одной причине - из-за своего характера - удивительной природной верности и преданности другому человеку и чувству уважения.

А вовсе не потому, что Паркер имел полную власть над Элвисом?

Нет. Элвис был очень, очень сильной личностью, ярким, твердым индивидуалистом. Никто и никогда не мог взять над ним верх. Я с уверенностью могу утверждать это, потому что этот человек был моим близким другом в течение 23 лет. Поэтому я уверенно это говорю. И я хочу сказать следующее: история Элвиса - это история великого человека, поэтому будем уважительно относиться ко всему, что с ней связано. И это не все, что я хочу сказать. Оба - и Паркер, и Элвис были очень сильными личностями. И вот еще что: если дело доходило до проявления власти (и давления), то в этом Элвис был … сильнее Полковника!

Это правда, что Элвис собирался с концертами в Англию?

Да, это так, Элвис очень сильно этого хотел. Помню, я обратился к Паркеру: "Знаете, мы разговаривали с Элвисом всю ночь напролет: он хочет поехать на гастроли в Европу, в Англию". Полковник сказал: "Ну, ты и Том Хьюитт друзья, поговори с ним. Ты же понимаешь, мы не сможем сделать этого, обеспечить Элвису необходимую безопасность. Спроси Тома". И я, наивный, в тот же вечер обратился к Тому: "Том, могли бы мы отправиться на гастроли в Европу, в Лондон? Для начала на две недели?" И Том сказал: "Ну да, да. Разумеется, могли бы". Поэтому я вновь подошел к Полковнику и сказал: "Я поговорил о гастролях с Томом, и он сказал мне, что их возможно устроить". Паркер взглянул на меня и воскликнул: "Вот и занимайся этим, черт тебя побери!" Больше я не поднимал этот вопрос с Полковником.

Можете рассказать о жизни в Грейсленд?

Грейсленд был самым уютным, самым тихим и безопасным местом, где я когда-либо жил. Когда Элвис купил Грейсленд в 1957 году, я еще ходил в школу, но к этому времени я уже был знаком с Элвисом в течение трех лет, и часто ходил на вечеринки в Грейсленд. Я играл в футбол с Элвисом по воскресеньям, когда он был в Мемфисе. И ходил в кино с Элвисом и его приятелями. Для меня была открыта дверь в дом и в мир Элвиса. Но в 1958 году Элвис ушел служить в армию. В 50-е Грейсленд был открытым, гостеприимным домом, куда приходило много людей. Мы весело проводили время, ходили в парк аттракционов, или просто проводили время в Грейсленд, слушали музыку. Это были веселые, беззаботные дни. Хотя и тогда, Элвис не всегда любил, когда в доме было много людей. Затем Элвис ушел служить, его мама умерла, потом Элвис вернулся в Грейсленд из армии. Но все мы к тому моменту выросли, изменились, изменился и Грейсленд. В нем уже не было посторонних людей, большого количества гостей. Грейсленд стал закрытым местом. Если Элвис хотел пообщаться с людьми, то он снимал кинотеатр, Парк аттракционов или играл в футбол - в общем, все наши развлечения остались прежними. В Грейсленде прекратились какие-либо вечеринки, как это было в 50-х. Я даже не могу вспомнить ни одну потом, может несколько.

Хотелось бы услышать от вас какую-нибудь историю, которую мы не слышали раньше об Элвисе, которой бы вы поделились с нами…

Я начал работать у Элвиса в 1964 году. Элвис пригласил меня жить у него в Грейсленд, так что я занимал маленькую комнату на первом этаже. Несмотря на то, что она была маленькой - я был счастлив в ней: это было самое прекрасное и спокойное место на свете. Помню, как-то утром, я проснулся от звуков музыки. Я не понял сразу, что это было. Но музыка звучала очень громко. Я удивился, потому что обычно в Грейсленде было очень тихо. Я направился в сторону Музыкальной Комнаты и увидел там Элвиса, который играл на пианино и пел песню "You'll Never Walk Alone". Меня захватило его исполнение. Потом он заметил, что я вошел, и я сказал ему: "О, я все испортил. Это было прекрасно". Но Элвис всего лишь подморгнул мне и продолжил петь дальше. И это было для меня самое великолепное его исполнение! Я никогда не забуду этого.

Вы присутствовали в студии, на записи песен Элвисом?

Да, и этот процесс просто завораживал меня! Большинство парней, когда Элвис работал в студии, обычно просто играли в покер, но я не любил карты, поэтому я наблюдал за процессом записи, смотрел, как Элвис работал в студии. Элвис всегда очень любил запись песен, атмосферу в студии, общение с музыкантами. Обычно, еще до начала сейшина, он мог не один час беседовать с музыкантами, обсуждать детали. По моему мнению, Элвис был талантливейшим музыкальным продюсером звукозаписывающей индустрии. Он сам выбирал свои песни, он сам отбирал музыкантов, с которыми хотел работать, и часто он показывал и рассказывал им, что и как нужно играть - так, как он это видел, и как он этого хотел. Он был потрясающим продюсером, поэтому я сидел и часами следил за работой в студии, я наблюдал, как он работал, и я учился у него.

Есть ли какой-либо сейшин, который запомнился вам больше всего?

Я на всю жизнь запомнил, как Элвис записывал одну свою песню в студии в Нэшвилле, в 60-х. Элвис записывал песню "How Great Thou Art". Как обычно, парни играли в покер, а я внимательно следил за работой в студии. К моменту записи этой песни мы уже провели в студии много часов. Я помню, что когда он закончил петь эту песню, - он просто весь выложился в ее исполнение - он выглядел так, словно его душа покинула тело… Я даже не могу, не знаю как описать то состояние, в котором он находился… Во время исполнения им этой песни произошло что-то необычное, что-то духовное… Я никогда не забуду этого момента. Когда он закончил петь How Great Thou Art, он словно отдал всю свою душу, все вои силы в эту песню. Он почти потерял сознание. Я не могу описать этого, это очень сложно, но я и сейчас, когда рассказываю об этом - отчетливо вижу эту сцену перед собой.

Это правда, что над фильмом Элвис в турне 1972 года работал Мартин Скорсезе?

Да, он занимался монтажем этого фильма. И я работал вместе с Мартином над этим фильмом. И нам удалось реализовать некоторые креативные идеи. К примеру, черно-белый монтаж из старых фотографий Элвиса. Он был сделан очень интересно. Но когда Полковник увидел этот монтаж, он заявил, что не позволит включить его в фильм. Он сказал, что Элвис не хочет, чтобы в фильме были какие-либо его старые фотографии. Элвис также не хотел, чтобы на обложках пластинок для оформления использовали его старые снимки. Я решил сам поехать к Элвису и все с ним обсудить. И я приехал к нему домой в Беверли Хиллз. Я рассказал и описал ему тот монтаж, который мы планировали вставить в фильм, и Элвис сказал мне, что совершенно не возражает против этой идеи. Кроме того, мы с Элвисом обсуждали и притворяли в жизнь некоторые креативные идеи, которые нашли свое отражение в этом фильме, но об этом знали только мы с Элвисом, и никто больше, потому что в противном случае я бы получил массу проблем (смеется).

Вы когда-либо ощущали на себе знаменитый темперамент Элвиса?

Вы шутите, да? Я наблюдал его очень много раз. И я не видел никого, кто имел бы такой мощный темперамент, как у Элвиса. Знаете, одной из причин, почему я так сильно любил его было вовсе не то, что он всегда был хорошим парнем. Нет. Вовсе не в этом. Да, он был хорошим парнем. Но он мог быть и очень жестким. Он был необыкновенным человеком. Он знал, какое сильное влияние он имел на других людей, и он никогда и никому не причинил зла. Он всегда использовал ту силу, которой обладал во имя любви. Любовь - вот была его главная движущая сила. Любовь была его основной мотивацией. Знаете чего он хотел больше всего на свете? Он хотел быть любимым! Вот чего он хотел больше всего. Элвис был настоящим мужчиной. Сильной личностью. Он обладал удивительной способностью расположить к себе любого - будь то садовник или президент.

Элвис делал вам подарки? Самый важный для вас подарок Элвиса?

Дом, в котором я живу по сей день. Элвис купил мне этот дом в 1974 году, и это стало для меня настоящим шоком. Он тогда сказал мне: "Джерри, у тебя никогда не было своего дома, а я хочу, чтобы у тебя наконец-то был свой дом". Я всегда буду жить в этом доме. Это очень важное место для меня. В этом доме бывал Элвис. И люди, которые бывают у меня в гостях, говорят, что здесь особенная, очень приятная атмосфера. Это особенное место. Это "мой Грейсленд".

Вы помните, когда в последний раз общались с Элвисом?

В последний раз мы общались по телефону. Это было за два месяца до его смерти. Но я не помню, о чем конкретно мы разговаривали в тот раз…

Как вы думаете, сегодня, спустя так много лет после его смерти, Элвис бы удивился, узнав, как популярен сегодня?

Господи, конечно! Я думаю, он был бы очень удивлен и одновременно - взволнован, узнав это…

Какое для вас самое счастливое воспоминания о тех днях, что вы провели с Элвисом?

Таких воспоминаний очень много. Воспоминания о том моменте, когда я вместе с ним, в приемном покое ждал рождения его дочери Лизы-Мари. Это был незабываемый день, когда родилась его дочь. День, когда я летел вместе с ним в Вашингтон на встречу с президентом Никсоном. Незабываемые, потрясающие воспоминания о тех вечерах, которые мы проводили с ним вдвоем в долгих разговорах на разные темы. Знаете, у меня бывают часто такие мысли: если бы мне дали возможность выбрать день, который я мог бы провести так, как я хочу, знаете, какой бы день я выбрал? День, в который я бы мог просто сидеть с Элвисом и разговаривать с ним обо всем на свете…

2004 г.


© Перевод с англ. Е. Шуваловой



Официальный Русский Фэн-клуб Элвиса Пресли основан в Москве в 1990 году

Фэн-клуб зарегистрирован в Elvis Presley Enterprises Inc.

Elvis, Elvis Presley & Graceland are registered trademarks of EPE Inc.

Использование любых материалов с сайта без письменного разрешения фэн-клуба запрещается

Все материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомления, а не для продажи!