ИНТЕРВЬЮ С ЭРНСТОМ ЙОРГЕНСОНОМ

Когда вы являетесь поклонником Элвиса, и если новый выпуск CD, книги или DVD носит имя Эрнста Майкла Йоргенсена, отпечатанное на них, вам гарантирована одна вещь: безупречно осуществленный, с точностью изученный и исторически постигнутый проект исключительного качества, класса и весьма приятный для слуха.

От его высоко оцененной работы по заботливой реставрации полного каталога Элвиса до его научной экспертизы в со-продюсировании безусловного успеха комплектов (боксов) СD, плюс недавний всемирный блокбастер ELVIS: 30 # 1 HITS (Элвис: 30 хитов № 1) и 2ND To NONE (Ни с кем несравненный), Йоргенсен, вместе с парnнером Роджером Симоном, является верным хранителем музыкального наследия Элвиса.

От его высоко оцененной работы по заботливой реставрации полного каталога Элвиса до его научной экспертизы в со-продюсировании безусловного успеха комплектов (боксов) CD: "The King of Rock'n'roll: The Complete 50's Masters, From Nashville to Memphis: The Essential 60's Masters", "Walk a Mile in My Shoes: The Essential 70's Masters", "Elvis: Live in Las Vegas", "Elvis: Close Up", "Platinum: A Life in Music", и недавно выпущенные всемирные блокбастеры "Elvis: 30 # 1 Hits" и "2nd To None", - Йоргенсен, вместе со своим партнером, был настоящим хранителем музыкального наследия Элвиса. Йоргенсен - номинант на Грэмми в качестве продюсера переизданий, увлеченный архивист, закаленный исследователь и признанный автор книги ("Elvis Day by Day", "Elvis: A Life in Music") "Элвис день за днем" и "Элвис: Жизнь в музыке", посвятил свою жизнь работе по бережному сохранению, внимательной реставрации и искусному возрождению музыкальный творений Элвиса.

С 90-х годов он педантично относился к музыкальному наследию Элвиса с огромной любовью, уважением, со свойственной ученым честностью, и исторической перспективой и проницательностью. Он также доказал, что был хитрым детективом, выявляя бесценные находки, после чего реализовал эти бесценные находки и неизданные записи Элвиса. У Элвиса не могло быть лучшего сторонника, который так ратовал бы за него, как Эрнст. Достаточно просто он устранил все препятствия для того, чтобы защищать, сохранять и лелеять каталог Элвиса.

Недавно занимаясь выпуском "Elvis: # 1 Singles box", и постоянно продюсируя подбор официально санкционированных проектов Элвиса для Sony/BMG, Эрнст также руководит знаменитой маркой "Follow That Dream", которая издает примечательную серию концертных записей Пресли, дублей, роскошных альбомов и изданий саундтреков. Он также работает над новыми волнующими приложениями для занимающихся Пресли - над основополагающей книгой о плодотворной карьере Элвиса на Sun Records. Я поговорил с Эрнстом, который предложил осветить секреты, стоящие за громадой музыки Элвиса.

Кен Шарп - Как вы впервые услышали музыку Элвиса?

Эрнст Йоргенсен - Я услышал его, когда был очень молод. Но, по правде говоря, она не производила на меня впечатление до 1961 года, когда я услышал его "Little Sister" по радио и подумал, что это было довольно-таки дерзко. Я начал покупать записи Элвиса и других артистов. Думаю, когда моя заинтересованность Элвисом стала гораздо сильнее, так это в районе 65-67 годов. Именно тогда, когда я проявил такое любопытство, почему каждый последующий альбом Элвиса не очень удовлетворителен, а потом между ними выходят великие записи, я подумал, что это, если честно, странно. Затем я начал исследовать музыку, и как вы уже знаете, с тех пор исследую ее (смеется). Обычно я использую простой пример из серии "как объяснить, что запись Элвиса песни "Old MacDonald" вышла в то же самое время, что и его запись "Big Boss Man"? Как могут быть эти две песни частью одного и того же художественного результата?". Трудно было понять это честному наивному молодому парню.

К.Ш. - Когда вы слушаете записи Элвиса на сейшинах, когда он поет песню типа "Do the Clam" или что-нибудь более содержательное типа патриотическую песню Боба Дилана "Tomorrow Is A Long Time", почувствовали ли вы, что он больше вкладывал свое сердце в материла песни "Tomorrow…", или но подошел к нему профессионально, со всей возможной страстью, на какую только смог мобилизоваться?

Э.Й. - Знаете, далеко не все в промежуточных разговорах осталось на пленке сейшинов. Звукоинженеры часто останавливают и начинают работу магнитофонов так, что вы не узнали бы во всех случаях каким был диалог Элвиса. Но я думаю, если говорить прямо, на сейшинах звукозаписи видно то, как он выступает, а между дублями, нравится ему песня или нет. Или там видно в финале, что запись субъективна, но на большинстве звукозаписей он все делает очень профессионально. Песня Дилана была записана за несколько дублей. Но были песни, где слышно, как он просто наслаждается, и где это действительно видно, так это на последнем выступлении. "Too Much Monkey Business" хороший пример этого. Этот сейшин в январе 68 года был не таким уж радостным для Элвиса. Песен не было, и я думаю, поэтому во время всей записи идут споры, но можно слышать на дублях "Too Much…" , что Элвис с огромным удовольствием записывает ее.

К.Ш. - Вам приходилось становиться настоящим детективом в смысле исследования материала внутри и за пределами хранилищ RCA?

Э.Й. - Я любил детективы, когда был ребенком, поэтому именно здесь лежала моя страсть и интерес. В то же самое, я изучал историю в университете Копенгагена, так что я всегда любопытен до всего, что стоит за чем-то, будь то политика, будь то музыка, или что-то еще. Я думаю, что можно сделать необходимым в школьной системе, чтобы всегда из рассказов педагога, ученики узнавали, что стоит за тем, что люди говорили или делали. В дальнейшем, меня это очень интриговало, когда я стал достаточно старше для того, чтобы у меня появились такого рода соображения. Мы находились во второй половине 60-х годов, и на записях всех других можно было понять, кто играл и где запись была сделана. Я просто был заинтригован загадкой всего этого, потому что в этой информации не было ничего, что включало бы пластинки Элвиса. Откровенно говоря, в то время я больше слушал Doors, их первый альбом, чем альбом Элвиса "Double Trouble", уверяю вас. Я все еще предпочитаю тот альбом Doors, чем "Double Trouble" (смеется).

Вначале мои друзья и я понимали, что мы на самом деле знали о записях Элвиса больше, чем многие. Затем на это понадобилась целая собственная жизнь. Это помогло создать настрой, чтобы продолжать узнавать больше, потому что я уже знал больше, чем большинство.

К.Ш. - Если бы вам довелось сегодня провести час с Элвисом, о чем бы вы спросили его?

Э.Й. - Трудно сказать, потому что это зависело бы от того, когда я встретился бы с ним. Встреться я с ним, когда я был сдержаннее всего, а именно в 76 году, я бы задал те же самые вопросы, что и все, потому что я не был умнее, чем другие, и тогда, и теперь. Я бы спросил: "Почему вы не записываете блюзовый альбом? Почему вы не записываете эту песню? Почему вы не записываетесь с этими музыкантами?". И, очевидно, я вел бы себя с Элвисом неправильно с самого начала. Сейчас я работаю над книгой о карьере Элвиса на студии Sun; что бы я спросил его сегодня, - это какие песни он тогда записывал, а мы не знаем о них, и какие песни он пел на сцене, которые никогда не записывал. Как и всем другим, мне хотелось бы быть ближайшим другом Элвиса в этом отношении, чтобы обсудить, какие песни записать, каких музыкантов использовать и где их записывать. Об этом можно мечтать, но это никогда уже не случится. Он был гораздо более впереди нас в своем музыкальном совершенстве, чем любой из нас, когда будет пытаться догнать его.

К.Ш. - Что вы можете рассказать нам о вашем предстоящем проекте "Sun Records"?

Э.Й. - Важным аспектом в связи со студией Sun является то, что Элвис сделал, чтобы объединить всю музыку, которую он знал из своего прошлого в форме, которую очень легко объяснить, слушая "That's All Right, Mama". Ничто так раньше не звучало, как эта вещь, а, фактически, и после. В ней есть волшебство. Слышно творчество, которое происходило в этот 18-месячный период, когда он находился на студии Sun, приведшее от "That's All Right, Mama" к балладам, над которыми он работал на первом же сейшине. Всегда интригующе видеть, как рождается звезда. Есть определенное очарование в этом периоде студии Sun. Другое очарование в том, что это, возможно, единственный период карьеры Элвиса, который не был задокументирован до самого его ухода, особенно, с фотографической и фактической точки зрения. Если вы возьмете хронологическую концепцию, которую Питер (Гуральник) и я дали в нашей книге "Day by Day"("День за днем"), и изложите ее наглядно, найдите пропущенные элементы, увеличьте ее, добавлением историй.

Более чем чего-либо другого, мы нашли сотни фотографий, которых никто никогда не видел, и которые представляли Элвиса в другом свете. Это, главным образом, роскошная книга, блестяще отпечатанная. Будет много всякой другой ерунды и, очевидно, в ней будут некоторые музыкальные элементы. Но ведущим элементом являются рассказы и представленные в книге фотографии. Там будут СD-вкладыши, и на них будет подведен итог этому периоду. Но многое из этого материала уже доступно, так что там не будет изобилия больших редкостей. Там будет несколько вещей, чтобы послушали те, кто их не слышал, но ничего шокирующего или откровенного, по крайне мере, такого мы еще не нашли.

К.Ш. - В конце 60-х, когда Элвис говорил о музыке студии Sun, он отпустил замечание, что она звучала "странно" для него. Он не понимал ее величия?

Э.Й. - Не принимайте самоиронию Элвиса всерьез. У него всегда было это свойство обаяния - самоирония. В ранний период Элвис говорил, что он случайно наткнулся на свой стиль, но я не куплюсь на это. Очевидно, он, может быть, предпочел стать певцом баллад, но в нем было такое тонкое понимание, что он смог сделать и это. В ту же минуту, когда он нашел свой стиль, он знал, что не упустит его. Как любой другой артист, вы оглядываетесь на вашу карьеру и чувствуете легкое смущение по поводу простоты вашей ранней работы. Не думаю, что он чувствовал, что это были плохие записи. Он много пел "That's All Right, Mama" на сцене в 70-е. Он пел "Trying To Get To You" в более поздние годы своей карьеры. Он пел "Baby, Let's Play House" в репетиционной части фильма "That's The Way It Is". Он получал удовольствие от этого. Он никогда не пел песни 60-х годов "Good Luck Charm" или "Devile In Disguise", и очень редко - "Return To Sender". Он никогда не пел "If I Can Dream" или "Always In My Mind" на сцене.

Суть в том, что у артиста - персональные взаимоотношения с его песнями, которые очевидно, отличаются от вашего или моего взгляда на что-то типа "Good Luck Charm". Некоторые песни он выбирал к исполнению, потому что любил петь их, а некоторые ему были скучны. Артист выбирает любые, которые ему нравятся самому. Я не знаю, что "I Just Called To Say That I Love You" является величайшей любимой собственностью Стиви Уандера, но миллионы купили ее. Есть всегда дистанция между артистом и публикой, в том, что вы записываете ее, и она или понравится людям, или нет, безотносительно, понравилась ли она тебе самому.

К.Ш. - Примером должна быть песня "Burning Love" - огромный хит более поздних дней - но были сообщения, что ему она не доставляла удовольствия.

Э.Й. - Противоположный пример легко найти; Элвис любил песню "I'm Leaving", и это слышно в то время, когда он записывает ее, но она не стала хитом. Я согласен с Элвисом и думаю, она из тех адских песен, которые он любил исполнять на концертах.

К.Ш. - В середине 70-х первая личность во внутреннем окружении Элвиса, с которой вы были связаны, это его покойный продюсер Фелтон Джарвис.

Э.Й. - Я был преисполнен благоговейного страха. Моя единственная надежда, чтобы он поговорил со мной, была за два года до этого; он переписывался со мной через свою жену, Мэри. Я написал ему длинное письмо о сейшинах звукозаписи Элвиса. И получил в ответ тоже длинное письмо от него и Мэри со всеми деталями, которые я хотел, включая все песни для альбома "Promised Land", который еще даже не был реализован. Как личность, он был таким замечательным человеком, невероятно готовым помочь, и обладал таким же энтузиазмом, как любой из нас, кто по-настоящему ценит музыку Элвиса. Он только что сделал диск с сейшинами в Грейсленд, и не мог остановиться, рассказывая о записи "Danny Boy". Он был весьма добр. Чтобы пригласить мою жену и меня приехать на несколько сейшинов по сведению для альбома "From Elvis Presley Boulevard", что, к сожалению, мы не смогли сделать. Он умер очень молодым, но я сохранил взаимоотношения с его женой Мэри все последние годы ее жизни. Она была такая же добросердечная, услужливая и интеллигентная личность.

К.Ш. - Как вы оцениваете свою роль в сохранении звукового наследия Элвиса?

Э.Й. - Это очень трудный вопрос, и я кое-что собираюсь поменять местами. Если мы посмотрим на основной лейбл, лейбл Sony/BMG, то, что мы делали в 90-е, - мы возвращали оригинальный материал на СD для раздельных выпусков и СD-наборов. Мысленно я называю 90-е "историческим периодом". Величайший успех этого десятилетия был у диска "# 1 Hits"("Хиты № 1"), "2nd To None" (Ни с кем несравненный), "Elvis By The Presley's", собрание "Love Songs", собрание "Gospel". Это не исторический элемент, который гонит главный лейбл, лишь бы гнать. Этого не должно быть, потому мы были там и занимались этим. Нам нужно привлекать новую публику, в качестве главных покупателей, создавая разные виды альбомов.

К.Ш. И вы добились, что "A Little Less Conversation" поднялся в чартерных таблицах.

Э.Й. - Это было немного как чудо. Такие вещи спланировать невозможно. Это случилось, потому что ремикс JXL был фантастической записью, и у нее были все нужные составные части для рекламы, с которыми ее можно было вынести на поверхность. Это совсем не то, что можно сделать под копирку. Я в целом предпринял это, как стороннюю регулярную работу с каталогом. Единственное, что мне пришлось сделать с этой песней, это - что я нашел ацетат 'A Little Less Conversation", который использовал для выпуска. Это не настоящая кинозапись, это другая версия. Есть разница между 90-ми годами и началом 21 века. Но если вспомнить лейбл "Follow That Dream" (FTD), вы вернетесь к историческому отделу выпуска звукозаписей множества турне и Вегасских ангажементов, чтобы эта часть истории тоже была задокументирована. Это также относится к вопросу о реализации оригинальных альбомов в роскошной форме так, чтобы они всегда были доступны, поскольку розница никогда не сможет внести в каталог Элвиса 60 оригинальных альбомов. А это значит, что все сборники выйдут на первый план. Нет никакой надежды, что мы больше никогда не сможем купить оригиналы в магазинах дисков.

К.Ш. - FTD делает больше, чем просто выпускает саундтреки живых записей и переизданий. Есть также исключительные выпуски дублей и альтернативные версии.

Э.Й. - В основном для настоящих коллекционеров. Вот почему мы не продаем их в розницу. Они продавались через клубы поклонников. Если у вас прежде всего нет полной коллекции оригинальных альбомов Элвиса, зачем вам нужно слушать дубли, которые до некоторой степени не соответствуют качеству саундтреков? Эти редкости - для коллекционеров. Один из наших выпусков был основан на дублях сейшина Элвиса в "комнате Дунглей" в Грейсленд. Они были записаны у него в доме. На них не было наложения звука, которое было на оригинальных дисках, так что на них был гораздо более обнаженный звук. Людям понравилась эта мысль, и они чувствовали записи 76 года гораздо лучше, чем когда они слушали их на оригинальных альбомах. Мы также старались сделать СD с песнями из кинофильмов. Мы сделали очень успешный диск под названием "Memphis Sessions", на котором были дубли с него. Он весь базировался на редкой настроенческой концепции. Мы выпустили саундтреки выступлений на шоу, чтобы в основном продемонстрировать, как карьера Элвиса развивалась в течение 70-х гг. на его концертных турне и Вегасских выступлениях.

Помимо того, мы создаем книги, где мы приводим совместные истории, фотографии и музыку, которая создает единую картину типа "The Way It Was". Эта книга содержала редкий материал из фильма "That's The Way It Is" и включала свыше 130 фотографий, чтобы помочь проиллюстрировать рассказ. Мы, в действительности, не ограничивались делом с "Follow That Dream", потому что мы не продаем много и не надеемся продать много. Мы продаем много выпусков Sony/BMG. С выпусками "Follow That Dream" мы стараемся и стремимся настолько точно, насколько мы можем к завершенности. Но это на означает, что другие люди не получат сильное впечатление, слушая некоторые из этих выпусков. Я бы рекомендовал альбомы дублей больше. чем оригиналы санудтреков, потому что если вы просто обычный покупатель, вы будете думать, что звук на оригиналах саундтреков - более приглушенный.

К.Ш. - Расскажите нам о "Loving You", недавнем выпуске FTD.

Э.Й. - В прошлом году для Sony/BMG мы реконструировали гораздо лучшую по звуку версию альбома и снова поместили его в каталог с добавленными песнями. Но для "Follow That Dream" мы пошли дальше этого. Там больше дорожек. Мы нашли несколько лучших записей, которые даже имели небольшое количество альтернативных дублей, которых никогда и никто не слышал.. Второй диск включает все дубли из "Loving You", которые Элвис записал. Как он работал над саундтреком, дает людям хорошее представление о том, как он работал в студии. Они могут следить за тем, как прогрессирует материал от первого до последнего дубля.

К.Ш. - Элвис продюсировал свои собственные сейшины?

Э.Й - Стив Шольц никогда не вносил Элвиса в списки в качестве продюсера, а сам был связным от RCA. Стив не был продюсером по сути. Он находился там, чтобы оказывать помощь, а также, чтобы наблюдать за коммерческим аспектом выходящих записей. Когда Элвис ушел от Сэма Филлипса, он был, в основном, предоставлен самому себе. Была ситуация, когда он получал серьезную помощь в студии от Джерри Либера и Майка Столлера, или от Фелтона Джарвиса, но в конце работы наступал момент, когда Элвис хотел подвести итоги. Я помню, Либер и Столлер говорили, что после нескольких дублей песни, они чувствовали, что все получилось, но Элвис решил, что они могут сделать лучше. Они продолжали до тех пор, пока Элвис был удовлетворен, а не Либер и Столлер.

К.Ш. - Какую детективную работу вы проделали, чтобы обнаружить реализованный и нереализованный материал?

Э.Й. - В начале 90-х я знал, какие записи были в хранилищах RCA. И эта история все еще остается самой привлекательной, потому что ее никто не знает. Было две вещи, которые они не знали. Они не знали, что у них есть, и они не знали, что они утратили. Так что, когда мы, в конце концов, установили, что у них есть, мы отправились устанавливать, что они потеряли. Там был парень по имени Брюс Хэйлсток, который руководил хранилищем записей, и он был смотрителем хранилища в Нью-Йорке. Были хранилища в других местах - в Нэшвилле, в Индианаполисе, и в Лос-Анджелесе. Он был один из тех людей, которые сохраняли все. Он перебрал все документы в то время. Он был именно тем, кому пришлось сообщить мне новость, что в 1959 году Президент RCA Records подумал, что он сэкономит немного денег на содержании склада, поэтому он выбросил буквально десять тысяч пленок, включая пленки с дублями большинства репертуара Элвиса 50-х годов и даже некоторые мастера. Чтобы сэкономить какой-то один бакс. Это была первая головная боль.

Другая вещь, которую я сделал с Брюсом даже после того, как он ушел, я вынужден был педантично просматривать и выискивать каждый отпечаток документа о пленках, которые сначала были в компании, но где их больше не было. Я старался найти, когда их бумажный след обрывался, что указало бы на то, когда они были утрачены, и где могли быть утрачены. Иногда вы находили какую-то ерунду в других хранилищах. Я также должен был выходить за пределы компании и искать людей, которые были втянуты в это дело в то время. В конце концов, находились люди, которые знали что-то о ком-то, и некоторые записи снова возникали.

К.Ш. - Какие несколько волнующих вещей нашлись за пределами хранилищ компании?

Э.Й. - Мастер первого поколения "Heartbreak Hotel", дубли альбома "Elvis is back", дубли саундтрека "Viva Las Vegas" - вот некоторые из тех, которые были фантастическими находками. Но другой вещью были пленки, которые, казалось, никогда не могли оказаться на RCA.

К.Ш. - Например?

Э.Й. - Были определенные саундтреки 60-х, из которых мы только получали мастера, а кто-нибудь забывал послать нам дубли. Нам приходилось возвращаться в кинокомпании, и в некоторых случаях к нам приходил успех, и у них оказывалось два комплекта вместо одного, который они, естественно, должны были иметь. Были и другие фильмы, когда очень долго мы не находили этих пленок - как, например, "Roustabout". Найди мы эти записи, у нас была бы другая версия "Roustabout", когда мы вставляли ее на "2nd To None". То, что у нас есть на "2nd To None", была извлечена с ацетата, не с пленки. Она была первоначально названа "Roustabout", потому что это было первоначальным названием заглавной песни, но Хэлу Уоллису, главе киностудии, она не понравилась, так что он сказал, что должна быть написана новая песня под тем же названием. Когда мы выпустили ее, то, чтобы дифференцировать ее от тех двух, мы изменили название на "I'm Roustabout".

Мы нашли запись саундтрека к фильму "Fun In Acapulco" под каким-то странным номером и несколько других. Что стало больше всего приятным, так это несколько пленок, на которых мы думали, что знаем, что на них; вдруг в середине одной слышно, как Элвис импровизирует "I Can't Stop Loving You" в 1969 году на одном из Мемфисских сейшинов, на которых была создана песня "In The Ghetto". Это было не отмечено. Вы сидите и слушаете дубль за дублем, и внезапно запись идет совершенно другим путем.

Есть великолепная история, которая, по-видимому, была на сейшине, когда кончилась пленка, и они перевернули ее обратной стороной. Никто никогда не проверял, что происходило с другой стороны. Именно там мы нашли "Flatts & Scruggs", "A Hundred Years From Now", записанные как импровизация Элвиса. Затем во время тех же самых встреч мы сидели и слушали то, что должно было быть записью Элвиса "Tomorrow Never Comes" и он начал с нее, а потом спел две строчки "Running Scared" Роя Орбисона. Именно за эту, проскользнувшую секунду, мы подумали: "О, Господи, мы нашли, как Элвис поет "Running Scared!". Затем, запись оборвалась, и мы чуть не умерли!

К.Ш. - Многие думали, что настоящая музыка Элвиса была записана в 50-х, а то, что последовало, было не на должном уровне.

Э.Й. - Это упрощенная точка зрения. Элвис начал записывать диски на Sun, ни одна вещь уже не звучала точно также, когда он пришел на RCA. Он изменил стиль и творчество с некоторыми людьми, которых мы знаем как исполнителей рок-н-ролла. Рок-н-ролл мог быть чем-то от сказок о подростковой жизни Чака Берри до топанья Литтл Ричарда и Hound Dog Элвиса. Но Элвис хотел быть певцом баллад. Между прочим, он также записывал музыку госпел, просто, чтобы дать представление о сложности того, чем он занимался в 50-е годы. В 60-е годы вы могли посмотреть фильмы и проигнорировать их. Но помните, когда вы игнорируете их, вы игнорируете, по крайне мере, три песни, которые все знают. Самую знаменитую в мире любовную песню "Can't Help Falling in Love", которая является песней из фильма. "Return To Sender" - все знают ее, а это как раз - кинопесня. Большинство также знают "Viva Las Vegas", и она тоже из фильма. Но в то же самое время он записывал R&B, кантри, госпел - все 60-е. Коробка с СD "From Nashville To Memphis", фантастический обзор того, что он записывал в 60-е годы. Единственное, чего там нет, это - госпел и рождественских песен. Если вы добавите их туда, набор станет даже более поразительным.

В 70-е годы у Элвиса была параллельная карьера. С одной стороны была студия, и были концертные выступления. Особенно, когда мы касаемся 70-х, у Элвиса больше не спрашивали, имеет ли он право делать все, что бы он ни захотел. Именно этим он и занимался. На вегасских шоу есть все, от R&B до поп, от почти оперного пения, до госпел. Для того, чтобы признать собственное музыкальное виденье Элвиса в 70-е, скорее, чем подходить к ним с тем, что он должен был бы делать, если бы был певцом в оркестре Эрика Клэптона, вы должны оценить музыку 70-х. Я думаю, она достигла вершины фильмом "That's The Way It Is". Но музыка была, конечно, блистательная, когда он стартовал в 1969 году, и была такой же блистательной и после этого. Мы все знаем, что он заболел и умер, и она нанесла тяжелый урон его здоровью в последние годы. Были плохие шоу, были не очень хорошие, но между ними были все еще великие выступления.

К.Ш. - Когда нереализованный материал был реализован, некоторые размышляли, что, может быть, Элвису не нравился материал, что он считал его еще не готовым для выпуска. А, на самом деле, он считал правильным некоторые выпуски, пока он был жив, типа серии "Legendary Performer", которая включала неизданное.

Э.Й. - Мы в точности никогда не узнаем, что он чувствовал на этот счет. Очевидно, чувствовал то же, когда вы получаете такой альбом, как "Elvis For Everyone" в 1965 году, который собрали из остатков, неиспользованных на всем пути работы, начиная со студии Sun. Я думаю, у него не было представления об альбомах и выпусках записей, которые появились с поколением бита. Вот почему абсолютно глупо, когда вы хотите сравнить "Rolling Stones", "Beatles" и Боба Дилана с таким артистом, каким был Элвис. Разница огромна. Элвис не писал своих собственных песен. Он был певец; другие были авторами, которые пели, не потому, что они были самыми лучшими певцами в мире, но у них была очень законная причина петь, и они писали песни для себя.

К.Ш. - Был ли у Элвиса любимый альбом, и слушал ли он когда-либо свою собственную музыку?

Э.Й. - Мы знаем из книг, написанных людьми, которые действительно знали его, что не пользовалось успехом, если вы пришли на вечеринку в дом Пресли, ставить один из дисков Элвиса на проигрыватель. Элвису это было неприятно. У артистов всегда другой взгляд на музыку, чем у нас, кто любит ее и покупает. Артисты могут гордиться. Я уверен, что Элвис гордился "How Great Thou Art".

К.Ш. - Некоторый материал Элвиса конца 60-х - начала 70-х указал ему пути в новых направлениях. "Don't Cry Daddy" был огромным хитом, который также имел личное значение для Элвиса.

Э.Й. - Песня "Don't Cry Daddy" была продана миллионом экземпляров по всему миру. Она продолжила полосу удач песнями "In The Ghetto" и "Suspicious Minds" в качестве третьего мемфисского сингла. Для меня это - очень сентиментальная песня. Она была написана Мак Дэвисом, который на самом деле представил гораздо больше песен на эти сейшины, которые были такими же сентиментальными, и Элвис решил не записывать их. Я думаю, это сбалансировала песня "Don't Cry Daddy". Она немного типа "Are You Lonesome Tonight?" Слова такие же сентиментальные, что только по-настоящему великий певец решится спеть их без того, чтобы они были слишком сладкими или слишком напыщенными. Определенно она - не одна из моих любимых, но очень искренняя, красиво спета и с большим мастерством. Вот где Элвис превосходен. Он мог взять песню, с которой никто больше не связался бы, и делал ее правдоподобной.

К.Ш. - Саундтреки 60-х, как положено, написаны, как подверстка к материалу, но среди них есть несколько драгоценностей, которые заслуживают упоминания.

Э.Й. - Материал "Viva Las Vegas" - хороший. Он был лучше, чем многие из других саундтреков. Стыдно, что он не был записан, как и положено, в стерео. Он записан этим смешным трех-дорожечным способом - Элвис на одном канале, подпевка на втором и затем весь оркестр на третьем. Оркестр, который исполняет этот материал, особенно, заглавную песню, действительно показывает класс на записи. Это фантастический трек. Если бы мне пришлось искать ранние драгоценности на кино-саундтреках 60-х годов, я бы упомянул "Doin' The Best I Can", песню-безделушку, которую Элвис поет в фильме "G.I.Blues". Фантастическая запись. Слова полны жалости к себе, но он поет ее неправдоподобно хорошо. Но есть великие песни и на саундтреке "Girls! Girls! Girls!". Есть хорошие песни почти на каждом альбоме саундтреков. Самый сильный саундтрек 60-х - это "Blue Hawaii", нет ничего, что даже близко подходит к нему.

К.Ш. - Его работу конца 60-х с Чипсом Моманом над альбомом "From Elvis To Memphis", и синглами "Suspicious Minds" и "In The Ghetto" считают среди его самых лучших. Почему он не записывался у Чипса после этого?

Э.Й. - Определенно, кто-то из лагеря Пресли и Чипс Моман разошлись, поссорились друг с другом. Когда 'From Elvis To Memphis" впервые вышел, он не получил хорошие рецензии, не смотря на то, что все так думают. Он получил несколько достаточно резких рецензий во многих местах. Правда, что те синглы были волшебными, и альбом был хорошо продан. Но с другой стороны, что очень важно, это представить себе, что Чипс Моман не думал, что сейшины прошли хорошо. Он думал, что было много мусора, записанного на этих сейшинах. Он не закончил альбом, заканчивал Фелтон Джарвис. Чипсу не нравилось то, каким оказался альбом и определенно он терпеть не мог "Suspicious Minds". Не из-за идеи его, или из-за ранних записей, но то, каким они его сделали.

Так что это очень запутанное издание, и так как мы не можем спросить Элвиса, вам и не нужно знать. Опять же, невозможно иметь двух A&R парней с разным виденьем на работу с Элвисом в студии. Чипс и Фелтон были не одинаковыми людьми. Все они чувствовали, что было много компромиссов на тех, и что сделало это непривлекательным, чтобы возвращаться к нему.

К.Ш. - Как вы воспринимаете менеджера Элвиса, Полковника Тома Паркера?

Э.Й. - Полковник был хозяином менеджмента. Но я думаю, как Элвис, он завял в последние годы. Он не был жуликом в том, что нужно было сделать правильно. Но он также работал с артистом, который все больше и больше выходил из под контроля, как мы поняли, изучая 70-е годы. Было много мелких и больших вещей, куда вы заглядываете и: "Не думаю, что это было очень-то умно". Некоторые являются суждениями 20/20% задним числом, а по поводу других решений вы, может быть, даже задались бы вопросами тогда же. Сколько вы хотите знать о Полковнике, как об обычном человеке? Если вы действительно хотите узнать, читайте книгу Гуральника ("Last Train To Memphis" и "Careless Love"), вся интрига - там. Есть другая сторона, которая состояла в том, "Кто такой Полковник?", и вам необходимо поговорить с людьми, которые знали его. Есть много людей, работавших близко с Полковником, которые не знали его. Затем есть много людей, которые работали с ним, и которые обожали его. Он сложный человек, как и Элвис.

Чтобы понять любую личность, особенно, если вы хотите судить о нем, чтобы понять Полковника, это портрет с множеством нюансов. Можно спорить, стал бы Элвис тем, кем он был без Полковника? Скажу, что, может быть, и не стал бы, но он все равно мог стать кем-то. Очень трудно сказать, потому что у Элвиса были успешные недели, после того, как он начал на низком уровне, и этот низкий уровень рос. Полковник был частью этого роста, но он был только одним из людей. Ответственен Сэм Филлипс, Боб Нил (ранний менеджер Элвиса) ответственен. Элвис, Скотти Мур, Билл Блэк развивали это. Ди Джей Фонтана помогал развиваться, когда он присоединился к группе. Я думаю, честно говоря, просто задать эти вопросы, но на них нет простых ответов.

К.Ш. - Существует ли еще какой-нибудь неизвестный материал?

Э.Й. - Ну, кадры и фото - много есть того, чего никто никогда не видел. Но что касается записей, я не знаю. Несколько лет назад никто и не знал, что сохранился "I'm Roustabout". Так что есть определенное место для надежд. Нет причины думать, что много записей всплывет на поверхность. Не так уж много пропало. Но есть в изобилии кадры и фотографии. Я знаю некоторых из коллекционеров, и что у них есть, и это - уму непостижимо.

К.Ш. - Есть ли у вас свой собственный "неприкосновенный запас"?

Э.Й. - Да. Мне хотелось найти аудио дубли из фильмов Элвиса. "Roustabout" является примером. Самое интересное для меня было бы найти записи на радио 54-55 годов, когда Элвис играл на Луизиана Хейрайд, где он играл все те песни, которые он никогда не записывал, такие как "Only You" Platters, "Rock Around The Clock" Билла Хейли, "Sixteen Tons", "Fool's Hall of Fame". Они еще не всплыли, а, может быть, их и не существует, но они очень вероятно находятся на чердаках. Кто-то записывал их тогда, много не думая о них, и положил их в коробку, и они все еще там.

К.Ш. - Установили ли вы местонахождение каких-нибудь выступлений Элвиса хорошего качества с 1956 по 1957 год?

Э.Й. - Я нашел шоу 1956 года, которое оказалось в хорошем состоянии и может быть реставрировано и доставит большое удовольствие, но не как настоящая, профессиональная запись концерта. В прошлом, в то время Элвис играл только около получаса. Он играл хиты, и время от времени бросал себя в песню "Fool's Hall of Fame", которую по слухам он пел на нескольких шоу. Элвис также иногда пел "Blueberry Hill", сидя за пианино.

К.Ш. - Есть ли какие-нибудь стоящие книги, которые написаны об Элвисе?

Э.Й. - Фактические изыскания - то, чем Питер Гуральник и я занимались, и некоторые другие люди - дошли до точки, когда возникает вопрос "Нужно ли мне знать больше?". Всегда интересно увидеть книгу, написанную кем-то, кто действительно знал Элвиса. Я знаю, что друг Элвиса всей его жизни, Джерри Шиллинг написал книгу, которая выходит довольно скоро. Это будет интересно, потому что Джерри действительно знал Элвиса. Может быть, некоторые из этих историй будут о нормальности его жизни в противоположность сенсационной стороне. Он именно тот, кто вправду знал Элвиса и у него личный взгляд.

К.Ш. - Какие у вас были самые большие сомнения?

Э.Й. - Я думаю, мои величайшие сомнения являлись элементом того, с чем мы столкнулись, когда начинали всю программу об Элвисе в 1990 году. Нужно было дать Элвису вернуться, как значимому и важному артисту, а не просто идиотской шутке из National Enquirer, потому что была тенденция в масс-медиа относиться к нему именно так. Теперь, 15 лет спустя, я думаю, что это достигнуто. Сегодня это очень просто. Величайший из всех популярных записей, я не думаю, что любая из них в общей продаже на альбомах величайших хитов и синглов, не продана сотней миллионов. Но что для нас шесть, семь миллиардов людей сегодня? Я имею в виду, что основная миссия каждого продюсера, это завоевание новых людей, чтобы они слушали и были также вдохновлены, как и вы.


©Интервью Кена Шарпа, сентябрь 2006 года

©Перевод с англ. Н. Галаджевой



Официальный Русский Фэн-клуб Элвиса Пресли основан в Москве в 1990 году

Фэн-клуб зарегистрирован в Elvis Presley Enterprises Inc.

Elvis, Elvis Presley & Graceland are registered trademarks of EPE Inc.

Использование любых материалов с сайта без письменного разрешения фэн-клуба запрещается

Все материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомления, а не для продажи!