ИНТЕРВЬЮ СО СТИВОМ БИНДЕРОМ

Перед тем, как мы начнем говорить об Элвисе, расскажите о себе и своей профессиональной карьере?

Я начал работать еще в подростковом возрасте в качестве режиссера на АВС Television в США. Я прошел большой путь. Одним из первых телешоу которое я делал - я делал с человеком по имени Стив Ален. Ален был своего рода Дэвидом Леттерманом своего времени, и именно у Леттермана он брал большую часть своего материала.

Это тот самый Стив Ален, на шоу которого выступал Элвис в 50-х?

Да. Я работал с Алленом в течение двух лет. Я работал над джазовыми программами, которые назывались Jazz Scene USA. На этих программах были такие знаменитые джазовые артисты как Стен Кентон, Нэнси Уилсон и многие другие. Затем человек по имени Бил Сарджент мне предложил работать над программой о рок-н-ролле. Это был первое шоу о рок-н-ролле в то время. В этой программе были Роллинг Стоунз, Джеймс Браун, Чак Берри и многие другие исполнители, - представляете, с какими людьми я работал? Эта программа была очень популярна, впрочем, она остается популярной и сегодня, я вижу клипы и фрагменты из нее в разных программах. Эта программа стала моим первым шагом в рок-н-ролл. После этого я пришел работать на ЭнБиСи режиссером шоу под названием Hullabaloo, это было очень популярное рок-н-ролльное шоу. Затем я стал работать над разными специальными программами. Я делал такие программы для Петулы Кларк и Гарри Белафонте. У меня была отличная творческая команда, и имея опыт создания программ с такими исполнителями, я полагал, что могу сделать программу и с Элвисом Пресли.

Как же вы оказались вовлечены в проект с телошоу Элвиса в 1968 году?

К тому моменту я был режиссером и продюсером своих программ и у меня были свои собственные представления, каким должно быть современное телешоу. Мне позвонил человек с ЭнБиСи по имени Боб Финкел. Боб позвонил и рассказал мне о возможном шоу Элвиса. Дело в том, что к тому времени я был довольно известным человеком на телевидении после шоу с Петулой Кларк. В общем, мне позвонил Финкел и сказал, что Полковник Паркер и Том Сарнофф с ЭнБиСи хотят сделать рождественское телешоу с Элвисом Пресли, в которое должно войти 26 рождественских песен в исполнении Элвиса, никаких бесед, за исключением, того, что Элвис скажет вначале программы - "Здравствуйте", а в конце программы - "До свидания". Боб хотел знать, возьмусь ли я за это шоу и смогу ли сделать его достойным Элвиса. Я помню слова Боба, которые он сказал мне: "Элвис не зовет меня по имени, он всегда обращается ко мне только "Мистер Финкел", Поэтому я пытаюсь найти человека, который сумеет найти с ним общий язык и сделать это шоу. Я много слышал о твоей карьере и думаю, что вы двое сработаетесь".

Вы были поклонником Элвиса до того, как встретились с ним лично?

Нет (смеется). Во-первых, я родился на Западном побережье США, я никогда особо не слушал кантри музыку, скорее рос на рок-н-ролле западного побережья. Я согласился делать шоу с Элвисом, но, честно говоря, я не был в особом восторге от этого. Я сказал, что готов встретиться с Элвисом и обсудить предстоящее телешоу. К тому же, я не хотел делать программу, где мне все будут указывать, что и как я должен делать. Было решено, что Элвис приедет на встречу со мной в мой офис, и мы обсудим концепцию шоу.

Элвис приехал в наш офис, который располагался на Сансет Стрип, рядом с Тауэр Рекордз. Он приехал днем в сопровождении Полковника Паркера, Чарли Ходжа, Джо Эспозито… В общем, в сопровождении своей так называемой "Мемфисской Мафии". Все остались ждать снаружи, а Элвис вошел в мой офис. Самое удивительное, что мы вовсе не стали говорить о предстоящем шоу. Мы просто сидели и разговаривали на разные темы. Я помню, он спросил меня: "Что ты думаешь о моей карьере?" И я ответил: "Откровенно говоря, Элвис, я не думаю, что у тебя сейчас есть какая-то карьера. Твои фильмы уже не популярны. Твои песни давно не занимали первых мест в чартах". Элвис сказал: "Я согласен с тобой. Я не выступал перед публикой много лет. И я боюсь делать это телешоу, потому что я не уверен, что у меня получится". Мы еще немного поговорили. Элвис сказал, что он собирается на Гавайи, и я предложил: "Давай, мы набросаем концепцию этого телешоу, и когда ты вернешься из отдыха - приезжай, и мы посмотрим, понравится тебе наша идея или нет".

Полковник все твердил мне, что это должно быть рождественское телешоу и в нем должно быть 26 песен и тому подобное.

Элвис обсуждал Полковника, когда вы встретились?

Нет, он был очень вежлив, и насколько я помню, мы вообще не говорили о Полковнике в нашу первую встречу, и уж тем более мы не обсуждали взаимоотношения между Элвисом и Паркером. Я помню, Полковник пригласил меня приехать к нему в офис на студию MGM, он хотел заставить меня делать все, как он этого хотел.

Вы ведь были очень молоды в то время?

Да, мне было двадцать с небольшим лет. Полковник дал мне аудиокассету, которая, кстати, до сих пор хранится у меня - это была кассета, которую он, видимо, рассылал всем дискжокеям в Америке, да и Англии , думаю, тоже: на ней были рождественские песни, интервью с Элвисом… Полковник дал мне эту кассету со словами: "Это вам рождественский подарок!"

В то же день Элвис улетел на Гавайи. А я начал работать над программой Элвиса. Разумеется, я забыл о том рождественском телешоу, которое хотел Полковник, я стал прослушивать альбомы, синглы Элвиса. Мы хотели сделать особое телешоу, яркое, интересное, такое, какое еще никто делал прежде. Когда мы подготовили свою концепцию шоу и показали ее Бобу Фикелю, который был нашим исполнительным продюсером, он пришел в восторг от нашей идеи. Он сказал, что это будет великолепное шоу! Правда, он не знал, как отреагирует Полковник. Когда Элвис вернулся с отдыха он приехал в наш офис, и мы внимательно слушал нас, когда мы излагали ему наше видение его телешоу.

Какова была реакция Элвиса на вашу концепцию?

Он очень внимательно выслушал нас. Затем он сказал, что ему очень нравится наша идея, и он готов начать работу над телешоу. Я спросил его: "Ты хочешь что-то изменить? Может что-то добавить?" Но он сказал: "Нет, нет. Мне все очень нравится, так что давайте начнем работать".

Вы знаете, я слышал это от других, и могу сказать сам: Элвис был настоящим продюсером своих песен. Даже больше - он был первым настоящим музыкальным продюсером в истории музыки. Он подходил творчески к процессу записи песен, он был прирожденным аранжировщиком. Он знал, что и как делать, еще до того, как он переступал порог студии. Он сказал мне, что знает все о записи песен и не знает практически ничего о телевидении. В Штатах в 50-е годы телевидение представило его публике каким-то клоуном с экрана. Я отлично помню эти два шоу: шоу Милтона Берла и шоу Стива Алена где он пел песню собаке. Они окружали его красивыми девушками…. Но они никогда не воспринимали его всерьез.

Слава Богу, ваше телешоу стало совсем другим.

В этом телешоу был настоящий Элвис, чистый рок-н-ролл, и я думаю, это ему нравилось. После шоу Элвис сказал мне: "Ты снял груз с моих плеч, я мог довериться тебе во время работы". Так он сказал.

Когда мы показали телешоу Паркеру, он тут же возмутился: "Я не вижу рождественских песен в этом шоу! Где мои рождественские песни?" Но, увидев, что Элвис был полон энтузиазма и ему нравилось телешоу, Паркер решил умерить свой гнев и сказал: "Ладно, пусть все будет так, но единственное о чем я прошу: пусть заключительной песней будет рождественская песня!". Он предложил взять какую-нибудь вещь Фрэнки Лэйн или Перри Комо, к примеру, песню I Believe. Я выслушал его, но ничего не сказал ему. Потом я сказал Элвису, что эта песня не годится для завершения его телешоу, так что мы подумаем о подходящей заключительной песне позднее.

Мы начали работу над программой на студии ЭнБиСи.

Как появилась песня If I Can Dream в качестве заключительной?

Мне хотелось, чтобы заключительная песня стала бы своеобразным посланием Элвиса миру. Ведь Элвис не мог просто обратиться с речью. Поэтому таким обращением могла стать песня. Поэтому я попросил нашего музыкального режиссера Билли Голденберга и вокального режиссера Эрла Брауна написать подходящую заключительную песню, которая бы очень подошла Элвису. Вот так и родилась If I Can Dream.

Какой момент работы над телешоу доставил Элвису наибольшую радость?

Я не могу назвать что-то конкретное, потому что Элвис получал огромную радость от работы каждый день - это была интересная работа, все было здорово, в каждом моменте было что-то свое.

Как вел себя Полковник во время съемок телешоу?

Боб Финкел очень помогал нам всем во время работы над телешоу, он создавал великолепную атмосферу в студии. Он умел вести свои игры с Полковником. Периодически Полковник решал показать, кто в доме хозяин, поэтому он вызывал Элвиса и меня к себе и говорил нам: "Элвис не хочет делать это", или "Элвис не хочет делать то". Мы молча кивали головами в знак согласия и выходили из его офиса. И Элвис говорил мне: "К черту его. Будем продолжать делать то, что делаем". Но одно я могу сказать: если бы я так сильно не нравился Паркеру, то я был бы отстранен от этого телешоу в одну секунду. Поэтому я делаю вывод, что Паркер понимал, что это может быть особое телешоу, поэтому он не стал вмешиваться. И одновременно, он знал, что у него есть власть, а я не хотел делать то, что хотел он. Поэтому после телешоу, все было кончено, он никогда больше не хотел ничего слышать обо мне.

После завершения работы над телешоу, вы виделись с Элвисом?

В последний день, после того, как мы закончили работу над шоу, Элвис сказал мне, что он хочет остаться со мной наедине и попросил всех выйти. Затем он протянул мне свой телефонный номер, и я спросил его: "Что это?" И он ответил: "Так ты сможешь связаться со мной. Сохрани этот телефон, но только никому его показывай". Я неоднократно пытался позвонить ему по тому номеру, который он мне дал, но каждый раз трубку снимали другие люди, которые работали на него, и я не мог поговорить с ним. Поэтому я никогда больше не виделся с Элвисом после телешоу. Я поехал в Лас-Вегас, когда он выступал там с концертами, я пытался встретиться с ним, поговорить… Но потом, позже, мне сказали, что я не смог попасть к нему, потому что я не знал никого, кто бы мог помочь мне пройти к нему, а если бы он знал, что я пытаюсь увидеться с ним, он был бы очень рад видеть меня. Но этого не произошло, я даже не смог попасть в его гримерную.

Это злило вас?

Да нет, я отлично знал, что Элвиса окружали люди Полковника, которые делали все, что он им велел, поэтому у меня не было шанса увидеть Элвиса. Вы знаете, я сам был свидетелем подобного, когда работал с Элвисом над телешоу. Когда мы репетировали, "Битлз" неоднократно пытались пробиться к Элвису, хотели встретиться с ним, но люди, которые работали на Элвиса, отвечали, что Элвис занят и ни с кем не желает общаться. Они никого не подпускали к нему.

Когда я увидел его выступающим в Лас-Вегасе впервые, это было потрясающее зрелище, которое я могу только сравнить с его выступлением на телешоу 1968 года.

Когда вы увидели его на концерте в Вегасе?

Это было в 1969 году, это были его живые концерты, впервые после телешоу 1968 года. Его выступление было исключительным. Я помню наш с ним последний разговор после окончания съемок телешоу. Он сказал, что ему очень понравилась работа над шоу, он очень доволен телешоу - это было еще до выхода программы в эфир, до всех оценок. Он спросил меня: "Что ты думаешь?" И я сказал ему: "Элвис, я думаю, что завтра ты вернешься на вершину популярности. Я желаю тебе быть достаточно сильным, чтобы выдержать все, что готовит тебе будущее. Постарайся больше не падать вниз и не позволяй другим людям принимать решения за тебя". И он сказал: "Стив, я никогда не спою ни одной песни, в которую не верю. Я не снимусь ни в одном фильме, в который не верю". Он верил в то, что он мне говорил. К несчастью, он стал выступать в Лас-Вегасе, где из него сделали шута. В этом его величайшая трагедия как артиста.

Скажите, каким мир должен запомнить Элвиса Пресли?

Знаете, меня всегда изумляет то, что он ни разу не получил Грэмми ни за одну свою рок-н-ролльную запись. Он получил все свои награды Грэмми за духовную музыку, но не за рок-н-ролл. Это непостижимо, это насмешка.

Каким вы хотите помнить его?

Таким, каким он был: со всем хорошим и плохим, что было в нем. И если люди будут помнить о нем и будут счастливы - это будет лучшим наследием для него.

Прекрасно. Спасибо что уделили свое время, Стив.

Нет проблем. Был очень рад.

2003 г.

© Перевод с англ. Е.Шуваловой



Официальный Русский Фэн-клуб Элвиса Пресли основан в Москве в 1990 году

Фэн-клуб зарегистрирован в Elvis Presley Enterprises Inc.

Elvis, Elvis Presley & Graceland are registered trademarks of EPE Inc.

Использование любых материалов с сайта без письменного разрешения фэн-клуба запрещается

Все материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомления, а не для продажи!