ИНТЕРВЬЮ С ГЛЕНОМ Д. ХАРДЕНОМ

Расскажите нам о том, как вы впервые встретились с Элвисом, как это было?

- Я встретился с ним в первый раз, когда я приехал на прослушивание, чтобы играть на шоу в Лас-Вегасе. Я не прошел в первый раз в 1969 году. Но после этого, Ларри Мухоберак, игравший на пианино до меня, по каким-то причинам не захотел больше ездить в турне. В любом случае парни в группе навалились на меня, и решили, чтобы я приехал и занимался этим, поэтому я поехал туда на небольшое прослушивание. Я не могу вспомнить, когда это было. Это было в Лос-Анджелесе, где-то там. И я встретился с ним. Это произошло очень легко. Находиться в его компании было очень приятно. Мы просто сели и проиграли несколько старых номеров, и, конечно, я довольно хорошо знал их. Ну, вы же понимаете, я вырос на его музыке, как и все. И мы хорошо провели тогда время. Правда, много времени не понадобилось. Он знал, что я дружил со всеми парнями в группе. Так что мы "проверялись" совсем недолго. Он сказал: "Приятель, мне нравится, как ты играешь. Давай выйдем в коридор и заключим сделку". Итак, мы вышли в коридор, минуту потрепались об этом, о деньгах и все такое. Затем пожали друг другу руки и все.

Во время съемок фильма That's the Way It Is, был ли Элвис в действительности на подъеме для шоу? Расскажите нам немного о репетиции. Поделитесь с нами воспоминаниями о том, когда он дурачился.

- О, он ужасно много дурачился. Он наслаждался. Сначала, он наслаждался тем, что был вместе со всеми. Ему нравилось болтаться с парнями, с певцами, со всеми. У нас было много работы, но мы много дурачились. Мы дрались на кулачках, посылали за пиццей. Просто болтались и хорошо проводили время. Всегда было очень легко.

Я слышал Элвис ел пиццу без корочки? Правда?

- Не помню.

Элвис часто бросался в вас водой. Это началось, когда вы стали играть для него?

- Ну, он часто плескался водой в моем направлении и иногда попадал. Но, когда он сделал это в первый раз, на следующее же шоу я принес с собой зонтик. И поставил его прямо на рояль. И, конечно, он подумал, что это потрясающе забавно. И он не плескался водой, до тех пор, пока я не забыл его взять. И когда он снова не увидел зонтика, он снова начал лить воду.

Как насчет вступления к "I Can't Stop Loving You" и "Release Me", они действительно похожи?

- Да, он попросил "I сan't Stop Loving You" и я сыграл вступление к "Release Me", что в общем одно и тоже. И это было просто забавно. Он подшутил надо мной, и все.

Он подшучивал над всеми парнями?

- Очень часто. Вы понимаете, когда вы работали с ним, нужно было следить за ним. И приходилось следить очень внимательно, потому что он был на сцене повсюду. Понимаете, уходил по сцене далеко в сторону. Нужно было смотреть за ним, потому что можно было пропустить что-нибудь. Потому что он умел разговаривать телом. И вы знаете, если вы наблюдали за ним, его можно было очень легко понять, и вы всегда знали, что происходит.

Элвис когда-либо говорил вам, что бы он хотел или на что он обратил внимание в вашей игре?

- Я не помню, чтобы Элвис когда-нибудь говорил мне изменить что-то. Уверен, что он сказал бы, если бы хотел что-то по-другому, и я сделал бы это для него. Но с ним обычно было очень легко. Ему нравилось, как я играл, и мы обычно просто садились, брались с упоением за то, что нам нравилось, и занимались этим.

Вы занимались аранжировками для Элвиса?

- Ну, я делал много их оркестровой ерунды, главным образом. Типа American Trilogy, The Wonder of You, I Сan't Stop Loving You, You've Lost That Loving Feeling. Я всех и не упомню.

А как проходили поездки с Элвисом?

- С удовольствием. У нас были постоянные приглашения приходить и общаться каждую ночь. На гастролях или в Лас-Вегасе или в Палм-Спрингс. Мы все жили в Калифорнии. И поэтому это было удовольствием, всегда иметь куда-то пойти и пообщаться. И все наши, кто был в городе приходили туда, большую часть времени, понятно. Так что это было удовольствием. Турне это тяжелое мероприятие, так как у нас никогда не было выходного дня.

Расскажите нам о каком-нибудь одном турне с Элвисом? Краткое изложение как готовились, выезжали в дорогу, селились в отелях. Это было одно и тоже?

- Главным образом, одно и тоже год за годом. Если он собирался спеть несколько новых песен, мы обычно собирались вместе в Л.А. или где-то еще и репетировали, и немного повторяли их. И все выравнивали. Затем мы репетировали их с оркестром и певцами. У нас был свой самолет, а у Элвиса свой. И у Полковника свой. И, конечно, нас всегда приглашали прокатиться с Элвисом на его самолете, и мы пользовались этим достаточно часто.

Вы играли с Элвисом на стадионе Астродом в Хьюстоне. Расскажите нам о техническом обеспечении здания. У вас были трудности со звуком, который возвращался к вам обратно эхом?

- Трудно было играть в Астродоме, потому что он такой большой, ну вы же знаете. И они посадили нас на дурацкую старую платформу, на которой они вывезли нас на середину поля стадиона и в конце концов остановились. Да, музыка возвращалась к нам, и понимаете, когда мы пели песню, казалось, нужно несколько минут, чтобы зазвучали аплодисменты. Было непонятно, прореагируют они или нет. Затем, в конечном итоге их было слышно. И также вы чувствовали, как будто сидите и играете сами себе. Понимаете. Не было окружающего звука. Поэтому действительно было трудно играть.

А у вас когда-нибудь были мониторы, которые отдавали бы звук, чтобы вы слышали себя?

- Для нас всегда были установлены очень странные мониторы. Это был просто своего рода один большой смешанный звук. Нельзя было получить по-настоящему то, что вам могло быть нужно. Но я мог обычно все хорошо разобрать. Я мог немного разобрать себя и просто ловил звук. Понимаете?

Была Aloha всего лишь еще одним концертом или вы должны были готовиться к нему?

- Нет, Aloha Special был особенным концертом. Мы работали над целой кучей новых песен для него. В действительности мы ездили на Гавайи и играли несколько месяцев, пока приготовили настоящее шоу. Так что мы работали над ним и совершенствовали его, и репетировали в Гонолулу. Мы приехали туда, и у нас было несколько дней, может быть, неделя, близко к той неделе, чтобы подготовиться и выступить. Но у всех было чувство, что это очень особое дело, потому что оно выходило в эфир на дальний восток. И играть его было по-настоящему огромным удовольствием. Но знаете, мы начали съемки шоу в 2 часа ночи. Это странное время для начала концерта. А все потому, что оно выходило в эфир на дальний восток.

Каким был Элвис во время подготовки к Гавайскому шоу? Он был в приподнятом состоянии?

- Он был совершенно готов к нему. Он похудел. Он не был поправившимся, или что-то такое, но сбросил пару фунтов. Он был в полной боевой готовности. Голос у него звучал прекрасно. Он чувствовал себя хорошо, и дела его были в полном порядке.

А что чувствовал Элвис по поводу шоу, после того, как оно вышло в эфир?

- Ну, я никогда не слышал, чтобы он что-нибудь говорил, но уверен, что оно доставило ему удовольствие. Убежден, что так оно и было. Мне-то оно доставило удовольствие. По-моему, это грандиозное представление.

А какими были вегасские шоу? Были ли они такими же невероятными? Они как-то отличались?

- Да, они были совсем другими. В Лас-Вегасе мы давали по два шоу за вечер. Когда это впервые началось, мы поехали туда и работали целый месяц. Вы же понимаете, мы ужасно уставали. Я имею в виду, что это стало рутиной, в которую мы попали. Всю ночь мы были на ногах, а весь день спали. И становилось очень скучно. Три дня в Лас-Вегасе, это более чем достаточно.

А как публика и Элвис? Получал ли он удовольствие от публики?

- Конечно, особенно в Лас-Вегасе, он получал много удовольствия от общения с публикой, потому что он был очень близок с ними. Они были прямо там перед нами. Так что он много шутил с ними, делал иронические замечания. Много целовался с девочками. Ходил взад и вперед. Там он был очень близок с публикой.

В Лас-Вегасе было гораздо свободнее?

- Да, в Лас-Вегасе очень свободно.

Много людей приходило в его номер? Приходили ли знаменитости пообщаться?

- Да. Многие, кто был в городе. Люди, появляющиеся в других местах, знаменитости. И он всегда говорил нам, что мы можем привести любых наших друзей, которых хотим. Он был очень великодушным, ну вы же знаете. Он всегда выходил и здоровался с нашими друзьями, и разговаривал с ними. Там был большой бар. Он не пил, но напитков всегда было в изобилии. Там было великолепно. Этот номер был таким огромным. Он общался, пока ему не становилось скучно, и тогда он просто шел спать, но вечеринка продолжалась. Поэтому мы встречали восход солнца на 30-ом этаже. Сверху были видны горы, это было очень красиво.

Я брал интервью у Глена Кемпбелла, Кенни Роджерса и Мак Девиса. У вас есть какие-нибудь воспоминания о том, как они посещали Элвиса?

- Да, мне кажется, я помню, как Мак Девис приходил раз или два. Я помню Кенни Роджерса. Я знаю всех трех этих парней.

Что Элвис любил делать в своем номере? Он пел или любил поговорить?

- В изобилии и то, и другое. Большую часть времени нам нравилось сидеть, разговаривать и хорошо проводить время. Рассказывали всякие истории. Иногда он вспоминал, как он был в армии. Я рассказывал о морской службе. Это был просто клуб больших мальчиков, вот что это было.

Вы помните тот случай, когда три парня прыгнули на сцену, знаете вы эту историю? Можете рассказать нам об этом?

- Да, три парня в Лас-Вегасе. Не уверен, зачем это все было. Кто-то сказал, что они хотели просто пожать ему руку, но я не уверен в этом. Но в любом случае, Ред и Сонни Вест вмешались в происходящее немедленно и позаботились обо всем.

Этот парень пытался ударить Элвиса?

- Я думаю, он просто бросился к нему или что-то в этом роде. Может быть, он действительно просто хотел пожать ему руку, не знаю. Но он не успел зайти так далеко.

А как насчет смертельных угроз Элвису? Вы находились рядом, когда это происходило?

- Я думаю, угрозы были. Я не уверен, было ли это серьезно или нет. Полагаю, когда дело касается смертельных угроз, это всегда серьезно. Может быть, это были какие-то люди, которые хотели быть на вечеринке, а их не пригласили. Или что-то такое. Не знаю. Думаю, в ФБР были в курсе дела. Они следили за всем. Видели все, что происходит.

Был ли Элвис обеспокоен по этому поводу?

- Он говорил об этом, но не знаю, действительно ли он так уж беспокоился, потому что вокруг него было много охраны.

В Вегасе, не помните ли вы какие-нибудь каверзы, которые он вам устраивал? У него, кажется, было немного больше времени, чтобы заняться чем-нибудь в таком роде.

- Не помню, он делал так много всего. Он менял утвержденный список песен. У нас всегда был список, которому мы должны были следовать, но можете быть уверены, все было на самом деле совсем не так.

А как это было, если Элвис заставал вас врасплох и пел ту песню, которую он хотел?

- Он мог начать ее, а капелла. Понятно, да? Мы подпрыгивали от неожиданности и подхватывали ее на ходу. Это могла быть какая-нибудь песня, которую он никогда не записывал. Просто какая-то старая песня, которая ему нравилась. А мы были достаточно подготовлены, чтобы сыграть ее.

Элвис и вправду сбивал вас во время репетиций? Я просто хочу оценить его чувство юмора и те смешные штуки, которые он мог говорить.

- Элвис действительно все время играл "Бросаю вызов оркестру". Но мы очень внимательно следили за ним, так что он по-настоящему ценил тот факт, что нам на самом деле трудно было бросить вызов.

Когда вы в последний раз видели Элвиса?

- Последний концерт, который я играл с ним был в канун 1975 Нового года на стадионе Понтиак в Мичигане. Но я еще приезжал в Грейсленд в марте 1976 года, чтобы записать там с ним альбом. Мы записали там с ним два альбом в разное время.

Расскажите нам об этом шоу на стадионе Понтиак. Правда, что там была самая большая толпа, перед которой Элвиса когда-либо выступал?

- Не знаю, но там было очень много народу. Это - огромное место. Что я помню по поводу стадиона Понтиак, так это то, что там было очень холодно. Я говорю именно о невероятном холоде. Жаль, что я не знал этого заранее. У меня руки не работали. Это было не важно, потому что ни у кого не работали. Было очень трудно играть, а публика была так далеко, что это казалось неправдоподобным. А замерзли мы до того, что было больно.

То, что оркестр был не в оркестровой яме, Элвису не нравилось это? Я слышал много историй по этому поводу.

- Он находился высоко, своего рода на возвышении, а мы все время были на более нижнем уровне. И это было не очень удобное устройство. Уверен, это было неудобно и ему. И нам тоже. Это создавало трудности. Нам нужно было находиться сразу за ним и в группе. Это гораздо лучше.

Расскажите нам, что Элвис чувствовал по поводу Мемфиса?

- Полагаю, он любил Мемфис. Потому что он всегда жил там. Он проводил много времени в Л.А., конечно. Но он проводил много времени и здесь. Так что я уверен, он очень сильно любил Мемфис.

Когда вы в последний раз видели Элвиса?

- Это было где-то в марте 1976 года, когда я приехал в Грейсленд записывать альбом.

Можете вы вспомнить, как Элвис записывался в своем собственном доме?

- Он просто хотел, чтобы было удобно, и они привезли звукозаписывающий, мобильный автобус, запарковали его на заднем дворе и провели провода и микрофоны, и все остальное в дом. И установили все, как можно лучше. Это было достаточно удобное место для записи. Там было удобно.

Правда, что Элвис менял настроение в студии, разноцветные лампочки, то, как он одевался, в полицейскую одежду и т.д.?

- Ну, однажды он спустился в полицейской униформе. Я думаю, это было в том же марте. Он показался однажды вечером, я имею в виду в полном обмундировании, в фуражке, галстуке и все такое. Было довольно забавно. Я думаю, он появился где-то в 4 часа утра и пел до полудня. А потом мы уехали.

Он когда-нибудь покупал разную одежду, чтобы одеть парней?

- Я не был там, когда он раздавал одежду. Но он действительно однажды вечером взял ребят наверх и начал надевать на них разные вещи. Это было довольно забавно, как они рассказывали.

Где вы были, когда узнали, что Элвиса больше нет?

- По правде говоря, я был в Мемфисе. Я играл концерт с Эмайлоу Харрис, и первое выступление было для Вилли Нелсона. Я спустился в кафетерий утром, а мой друг сообщил мне об этом, и я просто не мог поверить. Я просто не мог поверить в это. Я онемел. Я передумал ехать в Грейсленд, потому что знал, что там соберутся люди со всего мира, и это будет сумасшедший дом, как оно и было.

Спасибо вам большое за ваши воспоминания об Элвисе.

© Перевод с англ. Н. Галаджевой



Официальный Русский Фэн-клуб Элвиса Пресли основан в Москве в 1990 году

Фэн-клуб зарегистрирован в Elvis Presley Enterprises Inc.

Elvis, Elvis Presley & Graceland are registered trademarks of EPE Inc.

Использование любых материалов с сайта без письменного разрешения фэн-клуба запрещается

Все материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомления, а не для продажи!