ИНТЕРВЬЮ С ДЖЕЙМСОМ БЕРТОНОМ

Когда вы размышляете о группе TCB (Позаботьтесь о делах), которые работали с Элвисом на сцене, возможно, гитара Джеймса Бертона - первое, что возникает в памяти. Трудно представить себе, какой звук был бы на концертах Элвиса, если бы он не выбрал Джеймса, сделать его лас-вегасское возвращение 1969 года таким, каким оно было. Вместе с ритм-гитаристом Джоном Вилкинсоном, Джеймс был единственным членом группы, который никогда не пропустил ни одного шоу с 1969 года по 1977.

Я чувствовал себя избранником от того, что Джеймс подарил мне два часа своего времени в свой выходной день, тот самый день, после недавнего шоу "ЭЛВИС ПРЕСЛИ НА КОНЦЕРТЕ" в городе Сиднее в Австралии. Это была честь - чтобы не упомянуть об исполнении мечты, которая была у меня в течении свыше 30 лет - сидеть и разговаривать с уроженцем Луизианы, который постоянно посещал Австралию с 1959 года. Я разговаривал с Джеймсом за кофе в сиднейском отеле Интерсонтиненталь.

- Джеймс, добро пожаловать в Австралию и большое спасибо за то, что дали мне время. Я получил огромное удовольствие от шоу вчера вечером.

Дж. Б. - Жаль, что у меня нет моей гитары, что я не взял ее сюда.

- Розовый Пейсли (Розовую ирландку)?

Дж. Б. - Да. Я ведь больше не играю на ней. Хотя она все еще у меня. У меня теперь новая подписная гитара с рисунком пламени, так что я теперь на ней играю.

- Итак, для начала ,как вы занялись музыкой, когда были малышом, и почему вы выбрали гитару?

Дж. Б. - Ну, я просто всегда любил музыку. Моя мама говорила, что когда я был маленьким, я ходил вокруг дома и стучал барабанными палочками и все такое. Похоже немного на то, как начинал Джимми Хендрикс. Я просто любил музыку. Я - музыкант-самоучка.

- Таким образом вы росли. Слушали рок и блюз. Вы помните, где и когда вы впервые услышали Элвиса?

Дж. Б. - Я услышал его на пластинке в 50-х годах. Я начал играть на гитаре в 13 лет, стал профессионалом в 14 и работал на Луизиана Хейрайд. Я аккомпанировал талантам. Я играл для Джорджа Джонса, а Флойд Кремер играл на пианино. Джимми Дею, ну и людям типа этого. Я работал в местном оркестре. Я также играл с парнем по имени Дейл Хоукинс, у него была блюзовая группа. У него была одна блюзовая песня, и мы вставили в нее некоторые слова, и она стала песней "Сьюзи Кью". Я записал ее, когда мне было 15 лет. Я работал с парнем по имени Боб Люман, певцом кантри. Он пел много в стиле рокабилли, своего рода в стиле Элвиса. А когда мне было16 лет, я снялся в фильме под названием "Карнавал рока". Тогда же я познакомился с Рикки Нельсоном, и он пригласил меня быть у него ведущим гитаристом.

- А было что-то такое, чем бы вам еще хотелось бы заниматься, а?

Дж. Б. - Я просто любил свою гитару и музыку, так что никогда, я никогда больше ни о чем не думал. Это было все. Конечно, музыка Элвиса стала очень популярной. Mystery Train, Blue Moon of Kentucky, такого рода вещи. Мне нравилась эта музыка.

- Как получилось, что Элвис позвал вас на свой концерт-возвращение в 69 году?

Дж. Б. - На самом деле меня первый раз позвали на Comeback Special в 68 году, но я занимался альбомом с Фрэнком Синатра в то время. В любом случае Элвис снова позвонил в 69 году и спросил, не возьмусь ли я собрать группу для него. Я был очень, очень занят в студии в то время и это было весьма трудное решение, которое мне пришлось принять. Но все получилось. Наш разговор начался с того, когда он сказал, что видел меня в ТВ-программе Ozzie and Harriet (с Рикки Нельсоном). Он сказал, что ему по-настоящему понравилось, как я играю на гитаре. Я подумал, что это было достаточно спокойно.

- Так как же прошла ваша первая встреча с ним?

Дж. Б. - Эт было великолепно. У нас была первая встреча, когда мы собрали группу вместе. У нас с Элвисом были одни корни в музыке, ну вы знаете, - кантри, госпел, блюз. Мы великолепно друг друга понимали с самого начала.

- Позвольте мне спросить вас, как музыканта, насколько хорош был Элвис на сцене?

Дж. Б. - Он был артистом от природы и имел сильную харизму. Также он был и великолепный вокалист, мог петь все что угодно. Совершенно великий шоумен, великолепная координация, великолепная пластика.

- Я задавал этот вопрос множеству людей, но насчет вечера открытия его концертов в 1969 году: вы можете попробовать и суммировать этот подъем в нескольких словах?

Дж. Б. - Фантастика. Это был один из этих волшебных моментов, ну вы же знаете. Он очень нервничал, он ведь не был перед публикой свыше девяти лет. (внимание!: на самом деле Элвис не выступал восемь лет). Так что когда он позвонил мне, он нервничал по поводу своего самого первого шоу. "Понравлюсь ли я им?" Я ответил : "Без сомнения".

- А когда начались турне в 70-х, вы работали с другими людьми?

Дж. Б. - Безостановочно. Звукозаписи 6 или 7 раз в день, иногда семь раз в неделю.

- Элвис действительно серьезно говорил о мировом турне?

Дж. Б. - Он много раз говорил мне о нем, особенно, за год до своего ухода. Это был план для Полковника, постараться вывезти Элвиса в Европу. Но все осталось на уровне планов.

- Австралийский промоутер предложил Элвису миллион долларов, чтобы он приехал в Австралию на два шоу в 1974 году. Полковник, как обычно, сказал, что эта цена достаточная для него, "а как насчет моего мальчика?".

Дж. Б. - Да, Полковник отклонил три миллиона, которые предлагал Лондон, и отклонил целое состояние , предложенное Японией. Но мировое турне было в планах. Элвис хотел поехать.

- Вот почему, возможно, и был придуман концерт "Aloha From Hawaii", чтобы постараться и преподнести Элвиса миру?

Дж. Б. - Я не знаю, так ли это, но сам концерт был великолепной идеей.

- Все годы турне в 70-е, и когда здоровье Элвиса ухудшалось, что вы думали, когда видели его, выходящим на сцену каждый вечер?

Дж. Б. - Он продолжал оставаться Королем Рок-н-ролла. До последнего дня у него был сильный голос. Он всегда был великим на сцене. Даже когда он поправился, он все еще был динамичным, ну вы же знаете.

- Что вы думаете о Полковнике Паркере?

Дж. Б. - Великий парень. Хороший бизнесмен. Он знал, что делал.

- А Мемфисская Мафия. Вы дружили с парнями?

Дж.Б.- Да, я знал все этих парней все эти годы. Они были замечательными.

- Вы были в самолете, когда услышали, что Элвис ушел. Трудно говорить, я уверен, но каким был это момент? Смогли ли вы справиться с этим, или это было просто неясное, неотчетливое состояние?

Дж. Б. - Мы были на пути в Портленд, штат Мейн. У нас был шок. Своего рода: "Это правда?". Я знаю, слышишь в такие моменты подобное…, но иногда, любопытно, а правда ли это? Вы пытаетесь выбросить все это из головы, но затем вас словно током бьет. К несчастью, все оказалось правдой.

- А как вы думаете, что Элвис делал бы сегодня, если бы остался жив в 1977 году?

Дж. Б - Он бы много занимался госпел. И, возможно, все еще продолжал бы гастролировать.

- Вы думаете, он так же велик сейчас, каким был при жизни?

Дж. Б. - О, абсолютно.

- А как вы думаете, он все также привлекал бы внимание сегодня? Тридцать лет спустя. Мы все еще говорим о нем, и он все еще продается по всему миру. Вы думаете, он осознавал, насколько важен он был во многих вещах, в музыке, например?

Дж. Б. - Я думаю, он был бы очень взволнован. Он был бы изумлен. Не думаю, что он когда-либо имел представление, насколько велик он был музыкально. Потому что вы занимаетесь чем-то, что вы любите, едете сюда, едете туда… и в общем, занимаетесь всей этой ерундой. Сказать вам по правде, не думаю, что у него когда-нибудь было время и остановиться и понять, что происходит. Он был идолом, и оставил невероятное наследство будущим музыкантам.

- "ELVIS PRESLEY in CONCERT" объявленный в афишах как зрелище наиболее приближенное к тому, что вы могли бы получить, чтобы увидеть каким был его настоящий концерт. Но бьюсь об заклад, в некоторых отношениях ,он все еще далек от того, каким он на самом деле был?

Дж. Б. - Конечно, ничто не может повторить тот настоящий концерт, когда но шел. Но обещаю вам, для тех, кто никогда не видел живого Элвиса на концерте, это определенно наиболее близкое к тому, что вы можете иметь сегодня.

- Очевидно, есть связь между вами и другими членами группы TCB, которую нельзя разрушить?

Дж. Б.- Да, мы были семьей Элвису, мы стали очень близкой частью его жизни.

- Какую из песен Элвиса вы больше всего любите играть на сцене?

Дж. Б. - Понимаете, я люблю их все. Например, я очень с большим удовольствием играю Trilogy. Она создает очень волнующее настроение.

- А что ждет Джеймса Бертона в будущем?

Дж. Б. - Ну, я очень занят. Я заложил прекрасный фонд Джеймса Бертона. Он призван помочь малышам приобщиться к музыке в школе, что на самом деле очень важно, особенно для более бедных детей. Я всегда хотел создать шоу "Друзья Джеймса". В 2005 году я создал первый "Международный фестиваль игры на гитаре Джеймса Бертона" в моем родном города Шриврпорт, штат Луизиана. Мы провели его в Муниципальном зале, где играл Элвис. Там стоит ему памятник перед зданием. В прошлом году, я с удовольствием могу вам это сообщить, они открыли памятник Джеймсу Бертону. Для меня это была большая честь, я до сих пор в шоке. В любом случае шоу имело огромный успех.

- А кто является вашим любимым гитаристом всех времен?

Дж. Б. - Есть очень очень много музыкантов, которых я люблю. Конечно, я люблю моего дорогого друга (австралийского выдающегося гитариста) Томми Эммануэля. Но если вернуться к тем дням, когда я рос, мне нравились Чет Аткинс, Мерл Тревис, и Ле Пол, конечно.

- И вам все также нравится ваша жизнь и ваша музыка?

Дж. Б. - О, абсолютно. Своим фондом я хотел бы что-то сделать для детей, потому что однажды они займут наше место. Это великолепная возможность для них. Это даст им новое дополнение к их жизни. Это будет просто замечательно, ведь музыка так прекрасна. Мы собрали достаточно денег, чтобы вложить 600 гитар в в руки малышей. Но да, музыка, это все также хорошо, а жизнь великолепна.

- Джеймс, что вы можете пожелать австралийским поклонникам, которые будут читать это интервью?

Дж. Б. - Да просто продолжайте хорошо работать. И помните, чтобы вы ни делали в жизни, исходит от Бога (Джеймс прикоснулся к груди со стороны сердца). Я думаю, что Элвис был замечательным христианином, вы можете это чувствовать это в его музыке и в его чувствах. И если кто-то хочет войти в музыку… на каком бы инструменте вы ни играли, упорно работайте, постоянно практикуйтесь.

- Вы думаете, ваша группа еще вернется сюда?

Дж. Б. - О, обязательно. Я часто приезжаю сюда, даю много программ. Впервые я приехал в 1959 году с Рикки Нельсоном. Я был здесь с Джоном Денвером, Элвисом Кастелло, Эмайлоу Харрис.

- Вы работали с таким множеством великолепных людей. Какое место занимает Элвис в этом пантеоне?

Дж. Б. - (смеется). Где-то там! Великолепно чувствовать, что ты работал со многими такими разными артистами. Это расширяет твои музыкальные возможности. Я думаю, Элвис был великим педагогом для меня, так же как многие другие. Многие люди любят музыку Элвиса. Поэтому и хочется исполнять его музыку, но те люди, которые одеваются под него и пытаются жить как он, - я просто не принимаю этого.

- Я тоже. Совсем как те, кто думает, что Элвис все еще жив, или видели его где-нибудь на улице.

Дж. Б. - Я скажу вам вот что. До тех пор пока вы не увидите его на улице и не заглянете ему в глаза, это - не Элвис. Однажды я видел сон, и он был очень ясным. Зазвонил телефон. Я снял трубку, и я услышал голос : "Джеймс, извини, что я ушел так, как ушел. Я просто почувствовал, что мне нужен отдых. Мне нужно было скрыться от всего этого. Я великолепно себя чувствую, и готов вернуться к работе. Так не позвонишь ли ты ребятам и не соберешь ли их на репетицию?". Было так, как будто вы могли почувствовать его по телефону, слыша его голос. Это было очень волнующе.

- Джеймс, закончим на этом. Спасибо вам еще раз, за то, что нашли время для интервью.

Дж. Б. - Спасибо вам, Скотт.

Сидней, Австралия 2006

©Интервью Скотта Дженкинса - 18 Ноября 2006 года

© Перевод с англ. Н. Галаджевой



Официальный Русский Фэн-клуб Элвиса Пресли основан в Москве в 1990 году

Фэн-клуб зарегистрирован в Elvis Presley Enterprises Inc.

Elvis, Elvis Presley & Graceland are registered trademarks of EPE Inc.

Использование любых материалов с сайта без письменного разрешения фэн-клуба запрещается

Все материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомления, а не для продажи!