БУТЛЕГИ ЭЛВИСА ПРЕСЛИ:
ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ?

Итак, о бутлегах. Что же это такое? Это неофициально выпущенные записи Элвиса Пресли - их издание не акцептовано ни EPE, ни BMG, что, положа руку на сердце - очень ценно. В общем - неофициальные записи. Для поклонников и коллекционеров Элвиса Пресли - раритеты. Идем далее. Попробуем их классифицировать. И начнем с наиболее распространенной группы - бутлеги Элвиса, издаваемые на компакт-дисках. Их насчитывается на сегодняшний момент огромное количество.

Любительские записи концертов Элвиса Пресли, сделанные поклонниками из зала.

Отсюда их "бытовое" название на русском - "зальник". На английском языке - "audience recording" - именно эти слова на компакт-диске или в ревью на концерт сигнализируют нам, что перед нами ничто иное, как любительски записанный концерт певца. Минусы и плюсы этих записей. Главный минус, разумеется, - это очень плохое, плохое, и среднее качество звучания. В настоящее время издается очень много таких CD, и надо отдать должное издающим лейблам - качество записей существенно улучшилось. Наиболее интересные любительские концерты выпускаются в последнее время под лейблом Memory Records (издание официального чешского фэн-клуба Элвиса Пресли). Плюсы - да, они есть. Как правило, именно на таких вот непрофессионально записанных концертах можно услышать редчайшие песни в исполнении Элвиса, а если концерт вдобавок и записан вполне сносно и неплохо ремастирован, то вы можете ощутить себя среди публики в зале, где проходит концерт и прочувствовать атмосферу концерта. Кроме того, есть бутлеги с любительски записанными выступлениями певца довольно плохого качества, но тем не менее считающиеся среди поклонников и коллекционеров настоящими раритетами и украшением коллекции.

Как, к примеру , неофициальное издание "You've Lost That Lovin' Feeling" - великолепный концерт Элвиса, несмотря на плохой звук, завораживающий отличным исполнением Пресли и фантастической энергетикой всего выступления. Но здесь я оговорюсь - несомненно, такие бутлеги интересны главным образом для серьезных поклонников или серьезных коллекционеров, потому что они ценят (и надо сказать совершенно справедливо!) не качество звучания, а саму возможность услышать раритет Элвиса. Парадокс, но из собственного опыта общения с поклонниками могу сказать, что почему-то (по какой-то неведомой причине) именно российские поклонники певца (по крайней мере - большинство из них) выбирают записи Элвиса по критерию "хороший-плохой звук". Западные же поклонники артиста придерживаются совсем иного критерия выбора - раритетность записей, возможность услышать новый, пусть и плохо записанный материал Элвиса. Что ж, справедливо. Ведь оценивать Элвиса Пресли только по качеству звучания (или изображения) на CD или DVD для серьезного поклонника, по меньшей мере, - нелепо.

Профессионально записанные концерты Элвиса Пресли (саундборды) и изданные неофициальными (пиратскими) лейблами.

Такие записи - настоящее сокровище для коллекционеров и любителей именно концертных бутлегов Пресли. Несомненные плюсы - возможность услышать концертные выступления певца разных лет периода семидесятых в среднем, хорошем и отличном (что все же встречается реже) качестве звучания. Минусы - эти записи не всегда легко приобрести. Точнее - трудно. Многие интересные саундбордв изданы в первой половине 90-х и на сегодняшний день уже являются раритетами. Кроме того, стоимость оригиналов таких бутлегов порой очень высока - она не уступает (а порой превышает) стоимость и официальных изданий, и серию FTD. Часто приходится слышать мнение, что по сравнению с любительски записанными концертами - саундбордов Элвиса сохранилось ничтожно мало. Это не так. Проблема заключается в том, что многие российским поклонникам, как правило, прелагают приобрести как раз "зальники", а саундборды для них - мечта. Отсюда и возникат мнение (хорошо, кстати, укореняющееся), что концертные бутлеги Элвиса - это "ужасного качества записи, на которых ничего не слышно".

Большинство саундбордов Элвиса издано (издаются) такими лейблами как Fort Baxter ("A Hot Winter Night In Dallas"), Lone Star ("Howdy Houston"), DAE Luxor ("Let Me Take You Home") и др.

Всевозможный студий материал: студийные сейшины, альтернативные дубли песен, репетиции и т.д.

Это самые что ни на есть пиратские записи. Попросту ворованый со студий (возможно и не без помощи самих студий) вполне официально и профессионально записанный материал и изданный под неофициальными лейблами. Материал, "уведенный из под носа" RCA. Это наиболее обширно представленный на бутлегах материал. Как правило записи хорошего и отличного качества (причем последнее - наиболее часто встречается в новых бутлегах). Конечно, встречаются бутлеги и среднего и плохого качества, но это относится главным образом к записям изданным в конце 80-х-начале 90-х годов или крайне редких бутлегов.

Наиболее интересны релизы таких лейблов, как Bilko - сюда следует отнести все боксы "There's Always Me", "Finding The Way Home", "American Crown Jewels" - ставшие классикой стдийных бутлегов, Flashback - известный свой отличной серией дисков "Pure Diamonds", Double G - под этим лейблом вышли такие издания как "Stereo'57", "Absent Without Leave", "Cut Me And I Bleed", 2001 - издающий не только великолепный студийный материал (серия дисков "How Great Thou Art", "24 Carat Gold"), но и отличный концертный материал ("Opening Night'72").

Теперь перейдем к видеобутлегам артиста.

Любительские записи концертов Элвиса Пресли, сделанные поклонниками из зала на свои любительские камеры (8mm).

Минусы этих записей - отсутствие полностью записанных концертов, плохое качество изображения (зависит от месторасположения и камеры снимавшего), очень плохой, а зачастую - отсутствие звука. Это все так. НО. Увы, сохранилось крайне мало профессионально записанных концертов певца. Именно поэтому возможность увидеть концертные выступления Элвиса семидесятых - пусть даже в таком, любительском изображении, ценится поклонниками певца невероятно высоко. Именно видеобутлеги Пресли, по моему твердому убеждению, наиболее ценные раритеты его творческого наследия. Ведь благодаря этим записям мы имеем возможность увидеть живого исполнителя - почувствовать энергетику его концертов, прочувстввать "как же все это было" - без монтажа и купюр - настоящего Элвиса, выступающего на сцене. Именно благодаря этим любительским съемкам мы имеем сегодня возможность увидеть выступления Пресли в Лас-Вегасе в 1969 году, в Мэдисон Сквер Гарден в 1972 году, увидеть его последний концерт 26 июня 1977 года в Индианаполисе...

И это только крошечный перечень выступлений. Современные технологии реставрации и ремастеринга, издание этих записей на DVD предоставляют нам возможность увидеть эти съемки в максимально улучшенном качестве. И здесь , конечно, хочется отметить издания потрясающей компании "Praytome Publishing" (официально зарегистрированный лейбл) с изумительными концертными съемками Элвиса в Вегасе 1969, 1970, 1971 годов (издания "Behind The Image", "Adrenaline").

Профессионально записанный, но "ворованный" студийный материал Элвиса.

Ситуация такая же, что и с аудиобутлегами. Стоит ли говорить, что эти записи, выходящие под пиратскими лейблами молниеносно расходятся среди поклонников артиста и коллекционеров? Эти записи дают нам возможность увидеть ранее не изданный материал, не дожидаясь его официального релиза, - ведь как показывает практика и тактика EPE и BMG - ждать можно очень и очень долго. А пиратские компании не дремлют, выбрасывая на рынок очередную сенсацию-сюрприз жаждущим "нового и редкого" поклонникам Элвиса. За что им большое спасибо. А как же иначе мы смогли бы радоваться просмотру двух концертов певца 19 и 21 июня 1977 года, неизданным ауттейкам "Elvis On Tour" или "That's The Way It Is" - настоящим сокровищам!

Вполне понятно, что российскому поклоннику Элвиса Пресли живется не сладко по сравнению с западными поклонниками артиста. Российскому поклоннику, которому доступны или банальные сборники песен Пресли или (если повезет) - официальные издания Элвиса, бывает трудно разобраться в понятии "бутлеги Элвиса", а тем более сориентироваться в их огромном количестве и разнообразии. Неофициальные издания Элвиса - отличная возможность и очень интересный путь познакомиться с творческим наследием певца, наиболее широко открыть для себя его музыку и талант.

© Е.Шувалова



Официальный Русский Фэн-клуб Элвиса Пресли основан в Москве в 1990 году

Фэн-клуб зарегистрирован в Elvis Presley Enterprises Inc.

Elvis, Elvis Presley & Graceland are registered trademarks of EPE Inc.

Использование любых материалов с сайта без письменного разрешения фэн-клуба запрещается

Все материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомления, а не для продажи!