ПРЕСЛИ И ТРАДИЦИИ ГОСПЕЛ

Чарлз Вулф

Несколько серьезных попыток проследить истоки музыки Элвиса Пресли традиционно сфокусированы на двух источниках: в музыке кантри, также служащей примером музыки хонки-тонк и блюграсс, какими они появились в 40-х годах,и блюзах, представленных ранними городскими стилями Биг Бой Крудупа, Хоулинга Вулфа и Би Би Кинга. Без сомнения, эти два музыкальных источника могут многое объяснить в самой ранней музыке Пресли в течение всего периода в студии "Сан" и до середины 50-х годов. Но в объеме карьеры Пресли - в 60-70-е годы - эти источники могут рассматриваться только как часть его музыки. Есть годы, когда Пресли перерос свою классификацию как певца рока и вступил в Центр течения Американской популярной музыки. Его звук и стиль во время большей части этого периода является плотным, эклектическим комплексом, некоторого числа влияний, и одно из влияний, которое я хочу исследовать в этом эссе, является одним из тех, которое было смутно признано и о котором говорили в течение этих лет, но против которого никто прямо не возражал: речь идет о влиянии белой музыки госпел.

Одной из причин, что большинство избегают разговоров об этом третьем главном влиянии на Пресли, является то, что очень мало написано об истории белой музыки госпел. Никто еще не написал серьезную историю этого жанра и большая часть информации, имеющейся в обращении, должно быть вытащено из первоначальных источников или из разных самодостаточных печатных изданий и газет поклонников. Некоторое число исполнителей госпел, таких как "Blackwood Brothers", "The Speer Family" и Jimmy Swaggert, написали "биографии" и пока они полезны до определенной степени; они по большей части сформированы скорее, как "вдохновенное" чтение, чем фактический рассказ. Самый термин музыки госпел стал смущающим для среднего читателя; в недавние годы этот термин, /который берет начало в белых гимнах "возрождения" 1890-х годов/, был присвоен учеными для описания религиозных песнопений черных, хотя он все-таки обычно используется публикой / и музыкантами/, как относящийся к белым песнопениям. В то время как было несколько совпадений между двумя традициями песнопений, белые и черные традиции госпел остаются достаточно различными по существу и общим у них остается только тот факт, что обе музыки сфокусированы на религии. В период конца 40-х годов, когда Элвис Пресли рос на берегах Миссиссиппи, термин спиричуэл был обычно обращен к черным группам, а госпел предназначался довольно часто белым группам. Национальная Академия Искусств Звукозаписи и Наук сохраняет это существенное различие в своих награждениях премией Грэмми; отдельные категории существуют для Госпел Соул и Традиционных Госпел. В то время как фактически определено, что Пресли был представлен обеими типами этих госпел традиций, пока рос и пока, достаточно вероятно, что впрямую или не впрямую, он был под влиянием черной традиции, это частное исследование будет иметь дело, главным образом, с белой традицией, влияние на Пресли которой часто подтверждалось.

I

Никто, кто знаком с историей музыки в районе Мемфиса, не может отрицать роль музыки госпел. Глубокий Юг штатов Алабама и Миссиссиппи всегда был рассадником деятельности музыки госпел, выстраивающейся в ряд на всем пути от встреч Священных волынок до более степенных школ песнопений Джеймса Д.Вона и Стэмпс-Бакстера. Более, чем какие-либо другие Южные города, Мемфис стал центром и сплавляющим кеглем для разных стилей госпел. Это обстоятельство имело немного общего с утвержденной репутацией Мемфиса, как дома блюзов, но стало в большей степени отражением крайней необходимости города в качестве центра средств массовой информации в 20-х годах. К 1923 году город имел сильную радиостанцию WMC, а к 1927 году это уже был центр Южной звукозаписывающей деятельности главных фонографических компаний. Многие из этих записей содержали ранние значительные примеры Южной музыки госпел, как белой, так и черной; фактически, первые белые исполнители, записывающиеся в Мемфисе, были группы певцов госпел, которыми руководил человек по имени Джордж Лонг из родного города Пресли, Тюпело, штат Миссиссиппи. /Они записали госпел "I'm Going Home To Die No More"/. Мемфисское радио продолжало привлекать музыку госпел в этом районе; к концу 40-х годов Delmоre Brothers /Делмор Бразерс/ и Wayne Rainey /Уэйн Рейни/ смешивали звук кантри, госпел и blues-cum-boogie, который очаровал публику на всем пространстве на территории Арканзас-Теннесси-Миссиссиппи. К тому времени, когда у Пресли появилась его первая популярная запись, Мемфис стал местом проведения ежегодных собраний национальных квартетов госпел.

Пресли не только осознавал эту традицию, но будучи молодым человеком он очень хотел быть ее частью. Его внимание было особенно привлечено к группе, которая стала самым популярным квартетом в районе Мемфиса - на самом деле, в национальном масштабе - в начале 50-х годов, The Blackwood Brothers. Так как они должны были сформировать такую важную часть ранних музыкальных стремлений Пресли, полезно взглянуть на них более детально.

Начало карьеры The Blackwood Brothers является во многих отношениях типичным процессом, благодаря которому многие зрелые квартеты госпел по всему Югу стали "профессионализироваться" в 30-40 годах. Эта группа была первоначально семейным делом, собранная из сыновей испольщиков округа Чоктау в Северо-Центральной части штата Миссиссиппи; три молодых брата, Рой, Джеймс и Дойл Блэквуд вместе с сыном Роя, Р.В., начали выступать в середине 30-х годов на радиостанции WJDX в Джексоне, штат Миссиссиппи и на KWKH в Шривпорте, штат Луизиана. Они выступали в стиле квартетов госпел, который брал начало у издателя сборников песен Джеймса Д.Вона примерно в 1910 году; Вон понял, что он мог популяризировать и рекламировать свои песенники, отправляя квартеты по всей стране, петь на церковных собраниях и петь в течение всего дня. Первоначальный звук этих квартетов не отличался от некоторых популярных "парикмахерских" квартетов тех дней; песни исполнялись без аккомпанимента /в большинстве случаев/, каждый певец вел свою гармоническую линию. В 30- годах главным соперником Вона в песенно-издательском деле была техасская фирма Stamps-Baxter, и это был В.О.Стэмпс, который слышал Блэквуд Бразерс и подписал их быть "представителями" крупной компании Stamps-Baxter.

В течение какого-то периода группа играла на KMA в Шенандоа, штат Айова и после прекращения 2-ой Мировой войны и нескольких личных перемен, переехала в Мемфис в 1950 году. К этому времени у нее была хорошо упроченная репутация среди поклонников госпел. Во время пребывания в Шенандоа музыканты создали свою собственную компанию записи; а в Мемфисе они расширили это дело и добавили издательскую компанию. Однако их настоящая слава только начиналась. В 1951 году они подписали контракт с "главным лейблом", RCA Victor и скоро имели на руках общенациональный хит, песню под названием "The Man Upstairs". Еще большей общенациональной славы они добилась также в 54 году, когда выиграли первый приз на шоу Подростковых талантов Артура Годфри, проводившимся на CBS. Однако, вскоре после шоу Годфри, в конце июня 1954 года, два члена квартета погибли в авиакатастрофе в Гулфпорт, штат Миссиссиппи. После нескольких душевных метаний, члены группы решили продолжать работать в музыке, и нашли замену двум участникам коллектива, которых они потеряли. Один из вновь прибывших был певец с сильным басовым голосом по имени Дж.Д.Самнер, который позднее сыграл важную роль в музыке Пресли.

Все 54-55 годы, годы, когда Пресли начинал свою собственную музыкальную карьеру на базе компании Сан Рекордс Сэма Филлипса в Мемфисе, Блэквуд Бразерс продолжали быть наиболее заметной и волнующей музыкальной группой в районе Мемфиса. К 1954 году они уже стали почетными Полковниками Теннесси /при губернаторе Фрэнке Клементе/ и весь квартет входил в штаб губернатора от штата Миссиссиппи, Колмана, который утверждал, что Бэквудс были его кузенами. По сравнению с той "пищей", которую предлагала популярная музыка тех дней - например, исполнителя сентиментальных песен Перри Комо и безобидные песенки Патти Пейдж - музыка Блэквуд была живой, свежей и волнующей; кроме того, молодые восходящие певцы того времени могли с легкостью смотреть на них почтительно, как на пример коммерческого успеха и респектабельности.

Определенно есть свидетельство тому, чем занимался Пресли. Будучи молодым человеком в Мемфисе в 1953 году он постоянно вертелся на программах, которые показывали Блэквудс; во время перерывов на ланч Пресли, как правило, наблюдал дневные радио шоу, которые передавались по WMPS, на которых артистов каунтри помещали в первой половине, а группы госпел - включая Блэквудс - во второй. /Служащий шоу Боб Нил позднее стал одним из первых менеджеров Пресли/ Он также посещал концерты Блэквуд Бразерс. Певец басс Дж.Д.Самнер вспоминает:"Я - первый познакомился с ним, когда он был еще малышом из Мемфиса, пребывавшим в мечтах. Фактически, это я протаскивал его за кулисы Аудитории Эллис, чтобы он мог посмотреть наше шоу". Джеймс Блэквуд, лидер Блэквуд Бразерс, рассказывает еще более откровенную историю:"Когда Элвису было 18, и он водил грузовик, у моего племянника Сессила и еще троих мальчиков был квартет госпел, который они назвали Songfellows. Они думали, что один из мальчиков собирался уйти, и поэтому Элвиса прослушали, и его должны были присоединить к ним на выступление в районе Мемфиса, за исключением того, что тот, другой мальчик передумал. На том дело и закончилось, и я думаю, что Элвис был разочарован, но он все-таки пел с этими мальчиками время от времени, во время репетиций. И он часто приходил на наши ежевечерние песнопения госпел в ту аудиторию".

Сессил позднее присоединился к постоянному квартету Блэквуд Бразерс, и Дж.Д.Самнер сообщает, что в поздние годы Пресли была предложена работа с "главным квартетом", хотя он и не указывает на него, как на Блэквуд Бразерс. "После того, как Элвис начал набирать популярность в рок-н-ролле, один из квартетов вызвал его обратно и предложил ему работу. Элвис пошел к отцу и спросил:"Папа, что мне делать?" Его отец ответил:"Ну что ж, сын, ты делаешь все правильно так, как ты делаешь сейчас, поэтому просто продолжай в том же духе". Тот факт, что Пресли, тогда начинавший менять лицо американской музыки своей новой рок музыкой, серьезно обдумывал приглашение присоединиться к главной группе госпел, предполагает, какое большое значение имели госпел в его музыкальных пристрастиях в то время.

По-видимому, музыкальный климат студии Сан Рекордс был лишен влияния музыки госпел. В то же время, правда, что Сэм Филлипс записывал удивительно маленький процент музыки госпел, а его главные артисты были очень большой частью этой традиции, и Филлипс знал об этом. Из четырех главных фигур, которые начинали на Сан - Элвис, Джерри Ли Льюис, Карл Перкинс и Джонни Кэш - двое с тех пор стали авторами "вдохновенных" книг о своей жизни и о музыке госпел /Перкинс и Кэш/. Джерри Ли Льюис оказался поглощен длинными теологическими дебатами с Филлипсом, часть которых была случайно записана на пленку в начале сейшина, который представлял "Great Ball of Fire", и перепечатана в книге Грейл Маркуса "Mystery Train" /кузен Льюиса, Джимми Свагерт, всплыл на поверхность, чтобы стать одним из крупнейших евангелистов и исполнителей музыки госпел в 70-е годы/. Но наиболее знаменитым символом взгляда на госпел тех лет студии Сан является, так называемый, сейшин квартета Миллион долларов. Все эти годы в слухах утверждалось, что Филлипс записал импровизированный джем-сейшин, на котором представлены - Элвис, Джерри Ли Льюис, Карл Перкинс и Джонни Кэш, собравшиеся вокруг пианино и поющие старые стандарты госпел. Друзья Элвиса часто сообщали, что он любил играть на пианино и собирать рядом друзей, чтобы петь старые песни госпел, поэтому эта история заслуживала некоторого доверия. В конце концов, в 78 году продюсер Шелли Синглтон, который выкупил все записи Элвиса у Сан, обнаружил 35-минутную запись, которая датирована 57 годом и, фактически, действительно включает четырех гигантов кантри музыки, поющих такие номера как "Just a Little Talk with Jesus" и "I'm Gonna Walk That Lonesome Valley". Судебный иск остановил Синглтона от реализации записи на альбоме, но этот инцидент только подчеркнул роль, которую музыка госпел сыграла в карьерах каждого из этих совершенно разных артистов. Сам Сэм Филлипс подвел итог религиозному чувству на Сан Рекордс в середине 50-х годов тогда, когда продюсировал музыку, которую многие традиционные Южные протестанты видели как собственность дьявола. Филлипс заявил:"Я осмелюсь сказать, что никогда не было никаких "атеистов" - или даже агностиков - которые приходили бы в мою студию. Глубоко укоренившееся чувство к Богу было очень сильным, возможно, в каждом артисте, с которым я работал. Знали ли они, как его выразить, в любом случае, они показывали мне его так, как умели". Таким образом, в то время как проповедники по всей стране метали гром и молнии против революции рок-н-рола, подстрекатели нового звука обсуждали первородный грех с Филлипсом или собирались вокруг пианино, чтобы спеть еще один раз хором из госпел "Jesus, Jesus, Jesus".

II

В течение 23-летней карьеры Элвиса Пресли на сцене, в кино и на записях, он постоянно использовал авторитетные группы госпел в качестве своих музыкантов подпевки. Три значительные группы доминировали среди его подпевающих: "Джорданариес" /56-67/, "Империалс"/69-71/ и "Квартет Стэмпс" /72-77/. В каждом случае, группа приходила к Пресли после того, как имела надежно упроченное имя на "просторах" госпел. В каждом случае, группа очень тесно работала с Пресли, занимаясь развитием качества звука, который он представлял. И в каждом случае, группа понимала, что в какой-то степени сбивает неприкосновенность самого репертуара госпел ради возрастающей популярности поп-музыки в противоположность каунтри или госпел. Эффект, который постоянно производят такие группы и певческие стили, на Пресли был не так прост, чтобы сразу определить его.

"Джорданариес" появились в числе студийных музыкантов на первых сейшинах Пресли, после сейшинов на студии "Сан", на RCA Victor в январе 1956 года;

их первой записью с ним была песня "I Was the One", которая стала стороной "В" первого гениального хита Пресли "Heartbreak Hotel". Эта группа была хорошо известна в то время: они записывали собственные пластинки, делали еще одну работу в качестве подпевки и были постоянными членами WSM Grand Ole Opry. Однако, их подпевка во многих отношениях показательно отличалась от ранних менторов Пресли - The Blackwood Brothers. Первые члены "Джорданариес" пришли с Миссури в середине 40-х годов, молодая группа со среднего запада, которая специализировалась в пении "парикмахерских" песен для квартетов, и которые потом назвали спиричуэлс. У группы был успех в Нэшвилле по WSM, но не как у кантри группы, а как у поп-группы, однако, в конце концов, они решили вернуться на Миссури. Название "Джорданариес" было куплено несколькими местными певцами, которые думали, что такая группа все-таки может получиться; одним из них был Гордон Стокер, тенор, который работал в качестве аккомпаниатора на пианино в штабе WSM. Он вскоре присоединился к Нилу Мэтьюсу и Хойту Хаукинсу, и основные члены группы были "на месте". Мэтьюс и Стокер были из Теннесси, а Хаукинс из Кентакки; но в отличие от Блэквудс, все трое получили образование в колледже, и у всех был опыт, правда, не в госпел, а в других музыкальных жанрах. Как и Блэквудс, они привлекали национальную аудиторию, после того как выиграли на конкурсе Подростковых талантов Артура Годфри, и к 56 году приняли сознательное решение "добавить музыку кантри, поп и рок-н-ролл к их репертуару" /цитируется по одному из их собственных пресс-релизов/.

Не ясно, чья была идея поставить "Джорданариес" за спиной у Элвиса, хотя Чет Аткинс несет ответственность за привод посторонних на сейшин. Другие источники утверждают, что Элвис сам просил "Джорданариес", хотя кажется не похоже на Элвиса, что на своем первом сейшине на такой фирме он чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы требовать специальных посторонних исполнителей. Аткинс, который собирал сейшины для Victor в течение нескольких лет, знал, что "Джорданариес" умели вырабатывать "головные" /т.е. ведущие/ аранжировки; с места импровизировали подпевку, выводя различные вокальные партии. Какова бы ни была причина, "Джорданариес" были направлены в определенное положение подпевки; никто из рекламы того времени, никакие последующие записи в любом виде не указывали на то, что это было активное сотрудничество между Элвисом и знаменитой группой госпел.

Эта ситуация вынуждена была измениться в 1957 году. Когда карьера Пресли стремительно взлетела ввысь в 1956 году, он проявил то, что теперь было бы названо проблемой имиджа: по всей стране группы родителей и церковные лидеры протестовали против его "судорожных вращений" и "примитивных африканских ритмов". Частично, чтобы противодействовать этому имиджу, Пресли, на своем втором выступлении у Салливана в 57 году, спел медленно, почти степенно /даже по стандартам госпел/ версию старой песни в стиле кантри и вестерн "Мир в аллеях", которую за несколько лет до этого уже сделал популярной Рэд Фоли. /По иронии судьбы, не стало широко известно, что эта песня фактически была написана черным композитором госпел Томасом А.Дорси/. Реакция публики была благосклонной и через неделю RCA выбросило сдвоенный сингл-альбом скоростью на 45 оборотов, содержащий "Peace in the Valley" и еще три госпел стандарта. Писавший предисловие к этому "набору", отразил попытку "исправить" имидж Пресли, подчеркнув его любовь к музыке госпел, но также представил искреннюю попытку отразить истинную любовь Пресли к этой музыке. Так как это была первая попытка Пресли представить такую музыку перед более широкой аудиторией, предисловие Келвина Хелма стоит того, чтобы его процитировать:

"Для многих великих людей Элвис Пресли был сюрпризом. Их удивлял его стиль пения, его обезоруживающая искренность и больше всего его быстрый успех. Для них этот альбом будет также сюрпризом. Но для некоторых счастливых людей, которые знали Элвиса, или школьником, или кинобилетером, или разносчиком или исполнителем, "PEACE IN THE VALLEY" не будет сюрпризом.

Немногим более 5 лет было Элвису, когда он начал петь в церкви в глубине его родного Юга. Эта музыка была для него самой ранней, и ему пришлось быстро довериться этому раннему и поддерживающему фону за непосредственное содействие его стилю. Фактически. выдающимися в его личной коллекции записей являются большинство тех, которые имеются в распоряжении у квартетов "Statesmen", "The Blackwood Brothers", "Джорданариес" и у других священных групп Юга.

Тогда это было не настоящим сюрпризом, когда на недавнем ТВ- шоу Эда Салоливана Элвис решил исполнить титульную песню из этого набора. Не были удивлены люди на RCA Victor на следующий день, когда поток телеграмм и писем обрушился на них, предлагая, требуя и настаивая, чтобы этот набор обязательно был записан Элвисом. Этот альбом является результатом, и интересно заметить, что для исполнения этих четырех священных номеров Элвис выбрал только тех людей, с которыми он непосредственно работал на своих популярных записях - Скотти Мур на гитаре, Билл Блэк на басу, Д.Дж.Фонтана на ударных и "Джорданариес". Если вы не под впечатлением от результата, я буду удивлен".

Это было первое настоящее общественное подтверждение пожизненного интереса Пресли к музыке госпел, но знаменательно, что песни сдвоенного сингл-альбома не были, по существу, и близко и идентифицированы с традицией квартетов госпел. Две были написаны Томасом Дорси /еще одна, помимо "Peace in the Valley" была "Take my hand, Precious Lord", стандартная и для черных госпел и для белой каунтри музыки/, третья была популярная песня госпел, связанная с Билли Грэхемом - "It's No Secret What God Can Do" Стюарта Хемблена, и последней - "I Believe", тогда популярная как "особая церковная" среди теноров солистов. Хотя "Джорданариес" поют подпевку Пресли на всех четырех песнях, они функционируют строго как фон, объединенный с Элвисом как с ведущим. Это использование "популярных" песен госпел, как противоположность тем, ассоциируемым с традицией квартетов, продолжалось всю карьеру Пресли.

В течение следующих 10 лет "Джорданариес" продолжали петь фоном с Пресли на записи и начали с "Loving You" в 1957 году, в кино. Группа стала невероятно близкой к Пресли в период его голливудских лет, и они, казалось, несли психологическую функцию также, как и практическую.

Гордон Стокер вспоминает один эпизод во время съемок фильма "Jailhouse Rock", который иллюстрирует этот момент:"Дело было утром, и Элвис подошел к пианино и начал играть спиричуэл, свою первую любовь. Мы все встали рядом с ним, все "Джорданариес", и Билл, Скотти и Д.Дж. Все утро мы пели с Элвисом, возможно, даже не думая о песнях для фильма, конечно, не репетируя и не записывая их. И затем мы прервались на ланч". Когда группа вернулась, Элвис пошел прямо к пианино и начал петь госпел Студийные руководители попросили их прекратить это дело, заняться песнями из фильма. Взбешенный Элвис ушел и день был отменен. "Что на студии не поняли, - вспоминает Стокер, - так это то, что Элвис пел в студии не просто так, и это был его способ разогреться, войти в настроение..."

Несмотря на это близкое психологическое и личное родство с "Джорданариес", Пресли записал с ними не много номеров госпел в течение тех лет. В 1960 году он создал диск "His Hand in Mine", долгоиграющий альбом, последовавший за сдвоенным синглом "Peace in the Valley". На обложке - фотография Элвиса, спокойно сидящего за пианино; состав песен, включая любопытную смесь подлинных спиричуэлс, таких как "Joshua Fit the Battle of Jerico", "I'm Gonna Walk Dem Golden Stairs" и "Working on a Building", и более традиционный материал госпел, такой как песня Алберта Брамли "If We Ever Meet Again". Альбом сделан достаточно хорошо, чтобы получить золотой приз за запись, но он так и не поднимался очень высоко в национальных таблицах. Единственная, имевшая отношение к делу, вещь, записанная в этот период, это - "Плач в часовне" в 1965 году; хотя она - и не строго госпел, но была продана миллионным тиражом и поднялась до номера 3 в национальных списках. Эта песня была включена в альбом 67 года "How Great Thou Art" и вместе с титульной песней помогла этому альбому собрать свыше одного миллиона долларов с продажи.

Другие название на этом альбоме, его втором полноценном долгоиграющем альбоме госпел, были скорее формальными церковными песнями, такими как "In the Garden", "Where No One Stands Alone" и "Father Along", песнями, которые достигли их величайшей популярности не за счет исполнения квартетом госпел, но как "особые" церковные песни или особые возрожденные песни, некогда спетые Джорджем Беверли Шеа, ведущим певцом евангелиста Билли Грэхема. Хотя эти два альбома были единственными двумя из 24 выпущенных Элвисом в течение того времени; они представили скорее маленький процент из полного объема сделанного. Но если Пресли и не записал много настоящих песен госпел с "Джорданариес", он продолжал использовать эту группу постоянно на других своих записях, и однажды горько пожаловался на RCA, когда почувствовал, что продюсеры смешивали звук на его альбоме так, чтобы выделить его собственный голос слишком сильно над группой.

"Джорданариес", между тем, расширяли свою собственную деятельность. С Пресли, который не гастролировал и ограничивал свою деятелньость фильмами и студийными альбомами, группа могла свободно развивать свою работу и с другими артистами. Они начали делить свою работу между Нэшвиллом, Нью-Йорком и Голливудом и обнаружили, что поют подпевки для таких певцов каунтри, как, например, Марти Роббинс, Дэвид Хьюстон и Лоретта Лин, также как и для поп певцов типа Патти Пэйдж, Эрни Форд, Конни Фрэнсис и Рик Нелсон. К 65 году они были признаны пятой самой популярной певческой группой в мире журналом "Record Mirror", Британским торговым изданием. В их пресс-офисе утверждали, что эта группа "ввела новый тип вокала, обеспечивая подпевку вокальными гармониями для лидирующего певца", любопытное утверждение, в котором больше правды, чем это может показаться на первый взгляд.

К 69 году, когда Пресли был готов совершить свое "возвращение" и возобновить турне, "Джорданариес" достаточно полно завершили переход в поп-музыку и имели всю студийную и звукозаписывающую работу, с которой они только могли справиться. Хотя они продолжали записываться с Пресли по случаю, они начали сокращать турне; Гордон Стокер сообщил, что их группа просто устала от турне и была не в состоянии петь с Элвисом. На их место Элвис взял "Империалс", еще одну группу, которая была известна только в кругах госпел; фактически, в 69 году в первый год создания престижной премии Ассоциации Музыки Госпел, "Империалс" завоевали приз как Лучшая Группа Госпел. Хотя они были организованы в середине 60-х годов, группа только что, в 69 году взошла на пик своей популярности /по крайне мере, в кругах госпел/, в том же самом году, когда Пресли попросил их, присоединиться к нему в качестве группы подпевки.

Даже поклонникам госпел "Империалс" были известны как блестящая, современная, жизнерадостная группа и во многих отношениях нетипичная для классического стиля квартетов, который представляли "The Blackwood Brothers", "Statesmen" или другие руппы тех лет, когда Пресли формировался. Ведущим солистом группы был Тони Мошео, полнокровный итальянец и бывший католик, который имел музыкальную степень штата Флорида; он подчеркнуто одевался, имел нью-йоркский акцент и был откровенен по поводу изменений, которые "Империалс" внесли в музыку госпел. Он доказывал, что "Им- периалс", фактически, были первой группой-госпел, которые сменили привычные отличительные особенности квартетов госпел на "длинные гладкие волосы и патентованные кожаные ботинки"."Мне не нравятся личности, ассоциируемые с группами госпел. Когда какой-то парень представляет нас, как квартет "Империалс", это оскорбляет меня". Другой шаг был предпринят для смены имиджа в 1971 году, когда "Империалс" стали первой белой группой госпел, присоединившей к себе черного члена, Шермана Эндрюсса.

"Империалс" работали с Элвисом только три года, но они сумели появиться в фильме "That's the Way It Is" и подпевать ему на нескольких важных записях, включая альбом "He Touched Me", который принес Пресли "Грэмми" за лучший альбом госпел 1972 года. Вкус Пресли в музыке госпел - и в стиле, и в содержании - теперь, казалось, выравнялся, расположился в одну линию с музыкальной госпел-индустрией в Нэшвилле. "He Touched Me" состоял из нескольких старых стандартных госпел, таких как "Amazing Grace", но по большей части был загружен благонравными современными песнями современных фигур госпел, которые классифицируются от псевдо народной стилизации Ральфа Кармайкла до песен Андре Кроуча, современной черной группы, привлекавшей отовсюду широкую смешанную аудиторию. Он часто исполнял с "Империалс" "Why Me Lord", песню Криса Кристоферсона, которая пользовалась широко распространенной популярностью, и которую современные группы госпел очень страстно исполняли. Хотя, в отличие от "Джорданариес", "Империалс" никогда по-настоящему не устранялись от госпел в движение поп-музыки; в то же самое время, когда они пели для Пресли на RCA Victor, они продолжали записываться сами для эксклюзивных фирм госпел, таких как "Heart Warming" и "Impact".

Скоро "Империалс" устали от постоянного гастролирования, и Пресли обратился к человеку, который должен был стать его ближайшей связью с миром музыки госпел, Джону Дэниэлу Самнеру. Вслед за легендарным "Big Chief" Везерингтоном из "Statesmen", у Дж.Д.Самнера был самый знаменитый басовый голос в музыке госпел. Он присоединился к Блэквуд Бразерс в 1954 году, когда в авиакатастрофе погиб первоначальный басовый певец группы, и он знал Элвиса с самых ранних Мемфисских дней. Именно Самнер нашел Съезд Национальных квартетов и привез его в Мемфис в 1955 году, и это сделало его одной из ведущих фигур в коммерциализирующейся индустрии музыки госпел. В 1963 году он и Джеймс Блэквуд купили Компанию Музыкальный квартет "Stamps" в Далласе, один из старейших и наиболее престижных издательских домов госпел, и в 1965 году Самнер ушел из Блэквудс, чтобы стать менеджером и певцом квартета "Stamps". Следуя тенденции к модернизации в этой индустрии, группа наскоро сократила свое название до "J.D.Sumner & the Stamps". Вскоре после этого они присоединились к Пресли и оставались с ним в течение последних ураганных лет его карьеры.

В интервью данном вскоре после смерти Пресли, Самнер отразил привязанность к музыке госпел, которую сохранял Пресли всю жизнь."Никто никогда не любил пение басом так, как любил Элвис. Он сказал мне один раз, что если бы у него был выбор, он бы стал басовым певцом. Он обычно приглашал Стэмпс к себе в комнату, петь для него музыку госпел и всегда сам присоединялся к пению басом. Элвис сделал больше, чем кто-нибудь для развития музыки. Он вырос, слушая музыку госпел в церкви Пятидесятников, где у них в музыке всегда звучали великие чувства. Свой ритм в музыке он получил в церкви Пятидесятников. Он взял белые госпел, черные госпел и кантри, и вот откуда произошла его музыка". Самнер также чувствовал, что интерес Элвиса к группе был частью его еще большего возвращения к своим корням, проявившееся в последние пять лет его карьеры. "Сначала / когда Пресли впервые попросил группу петь с ним/, я просто собирался взять моих мальчиков и спеть, пока у меня был небольшой отпуск. Но потом Элвис сказал, что он хочет, чтобы я пел постоянно и он даст мне собственный микрофон. Понимаете, он часто слушал меня в молодые годы, когда я был звездой госпел, а он был простым провинциальным мальчиком".

Голос Самнера появляется на многих поздних записях Пресли, и Стэмпс отведено выдающееся место в одной из частей последней телевизионной программы Пресли. В 74 году запись Пресли "How Great Thou Art" завоевала еще один Грэмми, и к тому времени многие из его поклонников - включая некоторых первоначальных поклонников с 1956 года, которые вошли в средний возраст - более благосклонно реагировали на его музыку госпел, чем на другие аспекты его музыки. Хотя Стэмпс и Самнер выступали в увеличивающемся числе номеров, оставшихся на концертных записях - они давали около 100 концертов ежегодно с Пресли к середине 70-х - процент госпел в репертуаре Пресли оставался сравнительно низким.

Музыка госпел играла большую роль в регулярных концертах Пресли в 70-е годы. Самнер чувствовал, что "в течение последних шести лет он не часто пел рок-н-ролл... У него была одна песня "Burning Love", которую он уже не пел на сцене. Хотя публика любила ее, он не пел. Он предпочитал петь песни типа "My Way" или "Lord, You Gave Me a Mountain". Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь пел "How Great Thou Art" с такой простотой и достоинством, как Элвис". Самнер часто помогал Элвису петь песни типа "Why Me Lord" /Кристоферсона/ и "Help Me" /каунтри певца Ларри Джетлина/ на концертах и он любил утверждать, что та часть концерта, когда он пел госпел, выходила на первый план шоу.

Самнер также воздает должное Элвису за более широкое представление музыки госпел в его концертах 70-х годов и частое предоставление Стэмпс на сцене "возможность спеть музыку госпел тем, кто никогда не слышал ее раньше". Элвис, другими словами, использовал свои поп-кредиты, чтобы "продать" эту музыку той публике, которая обычно не отреагировала бы на нее."Если бы Элвис был певцом госпел, - говорит Самнер, - он не привлек бы стольких людей, скольких он привлек". Стэмпс часто на своих личных выступлениях без Пресли поют песни, которые они пели с ним, но их воздействие на публику лишь частично. "Много раз мы будем петь шоу, и самые популярные песни на них это - госпел. Я скажу Элвису:"Это - песня госпел, но если бы мы пели ее, она просто не вышла бы также". Элвис отвечал:"Это тоже сводит меня с ума".

Дж.Д.Самнер также стал близким личным другом Пресли, и так как Самнер был главной фигурой в Ассоциации Музыки Госпел, Пресли получил некоторое право доступа в высшие эшелоны мира профессиональной музыки госпел и ее продвижении. В течение последних лет своей жизни он сделал попытку построить Зал Славы Музыки Госпел в параллель Залу Славы Кантри музыки в Нэшвилле. В какой-то момент Пресли согласился дать благотворительный концерт в Фонд строительства здания, но разозлился, когда узнал, что Дж.Д. сам еще не выбран в Зал Славы. Переговоры продолжались, однако, планы такого концерта в действительности осуществились, когда офицеры из GMA получили известие о смерти Пресли в августе 1977 года. /Выступая со сцены в 78 году на Национальном съезде Квартетов Госпел, Самнер более детально рассказал об интересе Пресли к музыке госпел и заявил, что он чувствует, что если бы Пресли прожил еще полгода, он превратил бы свою карьеру в карьеру полноценного певца госпел.

III

Влияние кантри музыки и блюзов на музыку Пресли может без труда увидеть каждый, кто внимательно вглядится в его репертуар. Это не тот случай, где видно третье влияние, т.е. белой музыки госпел. Дискография Пресли содержит, в общем и целом, несколько примеров музыки госпел и ни один из них не был среди его величайших продаж. По-видимому, они все наполовину содержали в себе примеры классической музыки квартетов госпел Юга; они были смесью традиционных спиричуэл, черных госпел, популярных псевдо-песен госпел, песен для квартетов и тех, которые Ассоциация музыки госпел любит называть "вдохновенными песнями". Каково бы это влияние классической Южной музыки госпел не было на Пресли, оно было не в содержании его песен. Хотя есть хорошее свидетельство, которое позволяет предположить, что это влияние чувствовалось и в певческом и в исполнительском стиле Пресли.

Любое обсуждение певческого стиля Пресли должно быть начато с осторожностью. Первое, певческий стиль /в противоположность песням или содержанию/, возможно, является наиболее всего дублируемым аспектом народной или кантри музыки. Никакого признанного словаря не существует, чтобы описать технику популярного пения аналитическим путем. Кроме того, как мы заметили, никто серьезно не исследовал истоки и природу стилей квартетов госпел, такими, как они возникли в начале 50-х годов, чтобы увлечь молодого Элвиса Пресли. Какой был звук в 54 году у Блэквуд Бразерс или Стейтсмен, и что сделало их звук непохожим на других или просто привлекательным? Мы, в действительности, не знаем, и до тех пор пока не знаем, мы не можем быть уверены по поводу любого влияния госпел на стиль Пресли. Хотя, мы можем рискнуть несколькими предварительными гепатетическими теориями.

Среди всех сообщений о том, насколько сильно Элвис любил музыку госпел, некоторые дают нам кое-какие указания о том, почему он любил ее или какие ее элементы привлекли его. Исключение, это - откровенный рассказ данный певцом Джонни Риверсом и цитируемый Джерри Хопкинсом в книге "Элвис: Биография":"Один из его идолов, когда он был молодым, был человек по имени Джек Хесс, который был ведущим певцом в квартете Стейтсмен. Если вы послушаете некоторые из его записей, вы услышите кое-что из его стиля, что сейчас является стилем Элвиса Пресли, особенно, в его певческом стиле исполнения баллад. Однажды, он проигрывал некоторые из их пластинок и сказал:"Теперь вы знаете, откуда я взял мой стиль. Уловил - сотни миллионов записей слишком поздно". Это было по-настоящему забавно. Я думаю, он идеализировал Джека. И Джека, и Стейтсмен, и Блэквуд Бразерс. Слушая ранние записи Стейтсмен, на которых поет Джек Хесс, и слушая с более отдаленной перспективы скорее поп-музыки, чем госпел, первое, что бьет похожестью это - драматический, мощный стиль Хесса-лидера и стиль баллад Пресли. Но, что равноценно впечатляет, это - как Хесс использует квартет на подпевке, чтобы ярко осветить и даже выдвинуть на первый план свое пение; фактически, если бы не содержание песен, можно почти ошибиться и перепутать Хесса и ранних Стэйтсмен с одной из doo-wop групп ранних лет рок-н-ролла. Элементарные истоки этого стиля могут хорошо лечь в русло классической музыки черных госпел, где пение с выразительностью на взаимодействии между лидирующим голосом, который ведет основную линию перед отвечающими голосами, отсылает к "стилю Dr.Watts". Дж.Д.Самнер намекнул, что Элвис точно также был очарован этим, своего рода, взаимодействием группы и солиста; говоря об Элвисе, он вспоминает:"Он помнил, как я обычно пел и говорил, что хочет некоторые из этих старых окончаний, которыми я обычно пользовался - некоторые из этих "окончаний 56 года", то, как он называл их. Я обычно тянул ДООООоооо и затем понижал голос. Так он и заставил меня петь". Элвис постоянно беспокоился об использовании группы госпел в качестве его певцов подпевки и настаивал, чтобы его группы сохраняли неприкосновенность и индивидуальность /в противоположность тому, чтобы низводить их к анонимному студийному звуку/, и это предполагает, что он осознавал их роль в звуке Пресли.

Будьте уверены, что у Пресли действительно также был величайший интерес к содержанию госпел песен, и он старался неоднократно в своей карьере использовать собственную популярность, чтобы представлять музыку госпел. Эти попытки встречались с ограниченным успехом; он никогда, в действительности, не преуспел в том, чтобы приблизить какой-либо из квартетов госпел, с которыми работал, к чему-нибудь равному его собственной степени популярности.

Единственная группа, которая подошла близко к этому, были "Джорданариес" и их сравнительная популярность, возможно, может быть приписана тому факту, что они сами передвинулись из специфической традиции госпел в более обширную базовую музыку. Элементы музыки госпел, которые Пресли смог успешно донести до своей громадной аудитории, был объединенный певческий стиль "соло-группа". Музыка госпел стала частью его эстетики, если не частью его ценностей, и однажды, когда полная история современной южной музыки госпел будет рассказана и размещена в перспективе, мы сможем высказать какие-то серьезные суждения по поводу истоков певческого стиля, который изменил лицо Американской популярной музыки.


Примечания об использованных источниках

Это эссе было написано с использованием самых разнообразных традиционно напечатанных источников, газетных вырезок, данных звукозаписывающей компании и интервью. Единственные две серьезные попытки написать о белой музыке госпел в форме книги были сделаны Джессом Бертом и Дуаном Алленом - Jesse Burt , Duane Allen, The History of Gospel Music /Nashville: K&S Press, Ink. 1971/ и Луисом С.Блэквеллом - Lois Blackwell, The Wings of the Dove: The Story of Gospel Music in America /Norfolk, Virginia: The Donning Company, 1978/. Важнейшую коллекцию индивидуалов госпел, групп и певцов, можно обнаружить в Linnel Gentry "History and Encyclopedia of Country Western and Gospel Music, 2nd ed /Nashvill: Clairmont, 1971/. Некоторые цитаты об Элвисе и госпел /особенно, ранни лет/ взяты из книги Джерри Хопкинса "Elvis: A Biography" /New York: Simon and Schuster, 1972/; другие являются обширными извлечениями из документов Дж.Д.Самнера, "Империалс" и других лиц и групп, которые были сохранены Лайнеллом Джентри, и я нахожусь в глубоком долгу перед его готовностью, сделать для меня возможным их использование. Также моя особая благодарность архиву-фонду Кантри Музыки и Медиа-центру в Нэшвилле и членам Ассоциации Музыки Госпел и особенно Дону Кьюзи.


© Перевод Н.Галаджевой



Официальный Русский Фэн-клуб Элвиса Пресли основан в Москве в 1990 году

Фэн-клуб зарегистрирован в Elvis Presley Enterprises Inc.

Elvis, Elvis Presley & Graceland are registered trademarks of EPE Inc.

Использование любых материалов с сайта без письменного разрешения фэн-клуба запрещается

Все материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомления, а не для продажи!