ЭЛВИС ПРЕСЛИ: ЖИЗНЬ-КОНЦЕРТ

"Давайте смотреть фактам в лицо.
Если человек выставлен на всеобщее обозрение,
У него нет личной жизни. Он весь - достояние публики."

Элвис Пресли

В начале 70-х пресса заявила: "Америка дала миру четыре великие вещи - американский футбол, Микки Мауса, Коку-Колу и Элвиса Пресли. Один из них - человек". Эта позиция определила место Элвиса Пресли в поп-культуре Америки.

Двадцать с лишним лет отдал Элвис сцене. Профессия певца - жестокая профессия. Это только на первый взгляд розовый сад: фантастические деньги, поклонники, всемирная слава. Но в действительности шоу-бизнес почти всегда побеждает своих рабов-"звезд": сегодня - "звезда", завтра - никто! Элвис Пресли - "звезда" первой величины - избежал этой участи.

Он стал Королем Рок-н-Ролла. Вообще-то рок-н-ролл возник как новый молодежный танец, однако у него быстро нашлись вокальные исполнители - первые рокеры, как их тогда называли. Они пришли одновременно - Билл Хейли, Литл Ричард, Чак Берри, Элвис Пресли… В те далекие 50-е годы все они исполняли практически один и тот же атериал, поэтому важны были только индивидуальность и певческие данные.

Элвис стал Королем имиджа: ему подражали во всем. Им или восторгались или его ненавидели, но никто не оставался равнодушным. Он стал самым ярким воплощением американской мечты: от бедности к сказочному богатству.

Элвис обладал уникальными певческими данными. Один из продюсеров фирмы RCA, Стив Шолз, говорил: "Главным был голос. Люди, подражавшие Элвису, давали очень примитивный звук. Элвис же обладает абсолютным музыкальным слухом и величайшим голосом, даже гораздо большим, чем многие предполагают. Вот почему он положил начало собственному направлению, так нравящемуся молодежи". Кроме того, Элвис делал бесконечное количество версий одной и той же вещи, но - в зависимости от певческого состояния - мог повторить ее, не меняя первоначального варианта.

Элвису было девятнадцать лет, когда в июле 1954 года вышла его первая пластинка "That's All Right, Mama". Ведущий музыкальный журнал "Биллборд" похвалил юного певца в необычных для него выражениях" "…могущественный новый певец, который может делать любую мелодию и достоин самой высокой оценки". До сих пор эта пластинка служит точкой отсчета для рок-певцов и музыкантов.

С этого момента и до его прихода из армии каждый сингл и лонг-плэй Элвиса становился "золотым". После армии молодой певец сделал еще несколько "золотых" пластинок, а потом подписал контракт на восемь лет с Голливудом, где снялся в 29 похожих друг на друга музыкальных фильмах. Но я рассказываю не историю жизни Элвиса Пресли. На эту тему написаны десятки книг, повествующих о превращении Золушки в принцессу. И почти все они говорят только о его имидже, мотивируя его поступки богатством, пристрастием к лекарствам, чрезмерным чревоугодием. Многие представители "второй древнейшей профессии", как при жизни Элвиса, так и ныне, с удовольствием муссируют эти вопросы. Наши журналисты особенно полюбили книгу телохранителей Реда и Сонни Уэстов и Дэйва Хеблера "Элвис: что случилось?", уволенных отцом певца за некорректное поведение с публикой во время концертов. Недаром французская пословица гласит: "Нет барина, который своему лакею казался бы героем". Другая используемая нашей прессой "биография" Элвиса была написана неким Альбертом Голдманом лишь три года спустя после смерти певца. Причем автор и в глаза не видел предмета своего исследования.

Но наши журналисты не хотят задуматься: почему без малого 18 лет поклонники Элвиса не только из Америки, но и со всего мира из года в год 8 января - в день его рождения. И 16 августа - в день, когда он умер, идут нескончаемым потоком мимо его могилы, устраивают фестивали в его честь, выступить на которых ведущие поп-музыканты разных поколений считают за счастье? Неужели в память о наркомане и обжоре? Кстати, недавнее очередное расследование сняло с Элвиса обвинение в употреблении наркотиков. Мы же с завидной тупостью продолжаем твердить свое.

И еще. У нас очень часто пишут, что в 70-е годы Элвис никому не был нужен. Однако в феврале1971 года журнал "Нью мюзикл экспресс" в двенадцатый раз за последние 13 лет назвал его "главным певцом, мужчиной Мира".

Именно в 70-е Элвис невероятно расширяет свой репертуар. Для каждого концерта он делает новую программу , куда включает не только рок-н-ролл, но и лирику, ритм-энд-блюз, кантри и духовную музыку - белую и негритянскую.

Элвис вырос на Юге, где церковь была чуть ли не единственным развлечением для бедняков. И вполне естественно, что первой услышанной им музыкой была именно духовная. Там, на Юге, переплелись белая и негритянская музыкальные культуры. Поэтому-то Элвис и имел такие глубокие культурные корни. Он никогда не принадлежал какому-то одному музыкальному направлению, ему была интересна самая разная музыка.

Уникальность Элвиса заключалась в том, что любая вещь в его исполнении становилась новой. Его музыка не отдает нафталином в отличие от много, что было сделано и до и после него. Недаром после его выступлений в 1972 году в нью-йоркском "Мэдисон Сквер Гарден" корреспондент журнала "Ньюйоркер" написал: "Выступление, которое было перед нами, - высочайший триумф и победа над временем. И нечего притворяться: если бы не он, то откуда взялось бы столько подражателей, ни один из которых НИКОГДА не достигнет его уровня. Он знает, как поднять нас над Землей, он знает наши маленькие грешные желания. Он способен осветить самые темные глубины наших душ".

Во второй половине 60-х поп-сцену Соединенных штатов заполнили английские рок-группы, исполнявшие уже не рок-н-ролл, а рок. И вдруг, когда все немодное было похоронено, в 1968 году Элвис появился на телевидении после восьмилетнего перерыва.

На его выступление сразу же откликнулась пресса: "Есть что-то волшебное, когда наблюдаешь, как человек потерявший себя, возвращается домой. Элвис пел с силой, какую не ждешь от рок-певцов. Он двигался легко, пластика его невероятна. И хотя большинство песен было десяти-двенадцати летней давности, он исполнял их свежо, и казалось, будто они написаны вчера. Это не был прежний Элвис, торгующий ностальгией раннего рок-н-ролла и отравленный цензурой Эда Салливана. Это был современный исполнитель, вибрирующий всеми нервами во время своего выступления". Выступление Пресли на телевидении стало самым значительным событием в поп-музыке, дав возможность ушедшему направлению снова занять свое место на поп-сцене.

Пять лет спустя Элвис сделал на Гавйаях шоу, которое через спутник увидело 1,5 миллиарда человек, - в те годы это было событием, равным по значимости полету человека на Луну. "Королевским концертом" назвала это шоу пресса. Двойной альбом с записью концерта мгновенно стал "золотым".

Семидесятые годы - сплошные гастроли в жизни Элвиса. Он проводил в турне 250 дней в году. Что такое жизнь вне дома? А напряжение концертов, после которых его подолгу преследовала бессонница? Еще в 50-х врач сказал ему: "юноша, за час своего выступления вы тратите нервной и физической энергии столько, сколько сборщики хлопка нашего Юга под палящим солнцем за 9-10 часов. Научитесь отдыхать". Но отдыхать Элвис так и не научился.

Жизнь гения только в творчестве. Вне творчества существование его тяжело, а зачастую просто трагично. Он живет среди людей. Для них работает. От них же и страдает, иногда погибает. При наличии, казалось бы, безмерной любви, окружающей Элвиса, он был абсолютно одинок. Не было настоящих друзей. Не сложилась и личная жизнь…

Элвис - Король, но, будучи в шоу-бизнесе, он принадлежал фирме RCA. Даже трудно представить, как и сколько нужно было работать, чтобы содержать эту ораву… Для своей фирмы за 22 года Элвис заработал 43 миллиарда долларов. Но даже в лучшие годы в карманах Элвиса оседал только один доллар из десяти.

Недаром же "Вэрайети" писала тогда: "Пресли нынче - самая высокопрофессиональная, самая наисовременнейшая, самая предназначенная для успеха машина. Его номера сделаны с таким блеском, начиная с пения и кончая хореографией, что ни один из лучших мюзиклов Бродвея не идет с ними ни в какое сравнение".

Движения Элвиса - это не хореография. Это движение певца-дирижера, обладающего внутренним слышанием вещи со всеми ее кульминациями, паузами и взрывами в момент ее исполнения. В этом уникальность и отличие Элвиса от певцов-танцоров.

Если бы Элвис задумывался о таких вещах и подводил бы итоги, ему было бы чем гордиться: с конца 60-х он стал снова королем, только теперь уже всей поп-музыки, самым обожаемым разновозрастной публикой, самым высокооплачиваемым певцом. В 1971 году он получает премию Бинга Кросби, премию "Грэмми" за вклад в звукозапись, "Золотой Глобус" за документальный фильм "Элвис в турне". За последние восемь лет жизни он дал более 1200 концертов. А вот сколько было выпущено пластинок при его жизни и после смерти - никто не знает, даже "Книга Рекордов Гинесса". Там только не отрицается факт, что Элвис Пресли - самый популярный солист всех времен.

Семнадцать с половиной лет прошло после смерти Элвиса. Однако Америка, которая забывает своих кумиров максимум через год, и сегодня продолжает обожествлять Элвиса. Тиражи пластинок, выпущенных за эти годы, не поддаются подсчету. А сколько имитаторов, одетых, загримированных, сделавших пластические операции "под Элвиса", продолжают петь его песни! Но по-прежнему волны молвы плещутся вокруг его имени. Вспомним слова Александра Пушкина: "толпа жадно читает исповеди, записки и т.п., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы! Он мал и мерзок - не так, как вы, - иначе…" Смерть Элвиса остается самой большой трагедией рок- и поп-музыки. Король умер, и никто не смог его заменить.


© Надежда Севницкая

Статья была опубликована в журнале "Алла" к 60-летию со дня рождения Элвиса Пресли в 1995 г.



Официальный Русский Фэн-клуб Элвиса Пресли основан в Москве в 1990 году

Фэн-клуб зарегистрирован в Elvis Presley Enterprises Inc.

Elvis, Elvis Presley & Graceland are registered trademarks of EPE Inc.

Использование любых материалов с сайта без письменного разрешения фэн-клуба запрещается

Все материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомления, а не для продажи!